…дорогою поста. «Прииди и виждь!»

…дорогою поста. "Прииди и виждь!"

…дорогою поста. "Прииди и виждь!"Первое воскресение великого поста называется неделей Торжества Православия. В этот день Церковь не только отмечает победу над ересью иконоборчества, но и возглашает важную истину почитания образа Божия в человеке. Человек создан по образу Божьему. Наше иконопочитение – это не только почитание Христа и святых. В известном смысле, мир без икон становится без-образным. Можно вспомнить протестантские храмы с их белыми стенами, белые стены на месте удивительных фресок, фиксировавших время, костюмы, лица, взаимоотношения между людьми, и вот – остается белая стена. Более того, отказ от икон, от образов делает духовный мир человека не только без-образным, но и безобразным.

В борьбе с Церковью, с иконами мы вспомним не только выцарапанные глаза у икон святых на территории Византии, мы вспомним обезображенные русские. Безобразный мир – это мир, где рушатся святыни, где взрываются храмы, где на самом деле тускнеет и сам образ человека. Тускнеют ценности, которые человек исповедует. Ценности меняются, весь мир меняется. В этот день мы должны увидеть Церковь, как провозглашающую истинный образ человека, истинные ценности человечества. Это как бы торжество того зрения, которое мы утратили в начале человеческой истории. Помните, мы говорили о душевной слепоте, том, что изгнание Адама из Рая совершалось в состоянии слепоты? Телесные очи открылись, а духовные закрылись. Невозможно стало общаться с Богом лицом к лицу. Невозможно было видеть Бога человеку – человек спрятался. Как определенная веха для нас в Великом посту, этот день провозглашает торжество зрения человека. «Прииди и виждь» – вот основные слова Евангельского послания: «Иди, смотри». И вот это зрение, которое должно у нас открыться – это собственно, и есть наше торжество, это и есть та радость, тот праздник, который очень прикровенно описан в исцелении слепорожденного в евангелии. Когда первое, что видит человек телесными очами, уже готовый видеть духовными очами, это Христос, склонившийся над ним и являющий Свой Образ – Образ Сына Божьего человеку.

…дорогою поста. "Прииди и виждь!"Есть очень интересный момент в евангельском послании: прежде чем Нафанаил увидел Христа и сказал Ему «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев?», Христос увидел Нафанаила. Он увидел его под смоковницей, Он увидел его лишенным всякого лукавства человеком. Как только нас Бог видит без лукавства, видит в этом состоянии неприбранности, неподготовленности, «несрежессированности» под смоковницей – в этом сокровенном состоянии, может быть, удивительного отдыха и комфорта. Говорят, что идиома «быть под смоковницей» значит именно быть в состоянии безмятежного покоя. Но как только вот под этой таинственной смоковницей, без лукавства, видит нас Бог, мы немедленно получаем шанс увидеть Его. Отсутствие лукавства в нас – это пропуск к Нему. Это возможность увидеть Его, увидеть Его явление в нашей жизни и исповедовать Его.

Торжество Православия – это не наш какой-то особенный триумф, это торжественность скорее. В этой торжественности надо увидеть и красоту мира, о которой говорит Церковь, и красоту нашего Богопочитания. И, ни в коем случае не нужно превращать Православие в некий флаг, с которым мы торжественно выступим на баррикады, разделяющие «нас» и «их». Нет этих баррикад. Торжество Православия было озвучено, было осмыслено Церковью, в то время как «инославия» – не было. Православие в данном случае – это возможность быть правым. Вдруг увидеть, что ты на правильном пути. Экклезиаст писал о том, что Бог создал человека правым.

Первое неправославие проявилось в Раю. Неправославие в известном смысле – это ложь, это кривда, которая входит в жизнь человека. И вот эта первая ложь, вот эта кривда, вошедшая в жизнь человека в Раю – это был первый акт отступничества от православия. Надо увидеть всю опасность неправоты, надо увидеть всю красоту этой правды, которая ведет нас по жизни, которая украшает человека. Надо снова и снова, в сегодняшнем дне видеть именно торжество этой истины.

…дорогою поста. "Прииди и виждь!"Торжество православия это не только возможность отметить событие, победы церкви над ересью иконоборчества. Этих ересей потом было нимало, и они снова и снова появляются, появляются расколы и разделения. Об этом прекрасно говорил Святейший Патриарх Кирилл. Он говорил не об окончательной победе которую мы празднуем, а о той самой правоте церкви. О том правильном пути, о котором мы должны помнить. И о той важной истине, которую утверждает сегодняшним днем церковь. То, что в человеке сокрыт образ Божий. И его ни в коем случае никакой ложью никакой кривдой, нельзя затемнять.

Санкт-Петербургская православная духовная академия продолжает цикл бесед с протоиереем Вячеславом Хариновым “Открывая вечность”. Четвертая беседа посвящена Неделе Торжества Православия.


Опубликовано 25.03.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter