Во второй половине XIX — начале XX века русский афонский Свято-Пантелеимонов монастырь (Руссик) вел очень значительную духовно-просветительскую деятельность в России. Эта деятельность в основном осуществлялась через многочисленные подворья и метохи монастыря. С 1870-х гг. на них паломникам бесплатно раздавали сотни тысяч популярных недорогих листков и брошюр духовно-назидательного содержания (многие из которых были написаны или составлены духовником святогорской русской обители иеросхимонахом Иеронимом), а также духовно-нравственных книг, текстов святых отцов, экзегетических сочинений авторов XIX века, описаний паломничеств прежних столетий и др. Часть этой литературы продавалась в действовавших на подворьях книжных церковных магазинах.
В вышедшем в 1909 г. 16-м издании «Каталога книг, изданных Афонским Русским Пантелеимоновым монастырем» указывалось, что в России эти книги можно выписать и получить в Московской афонской часовне св. вмч. Пантелеимона, на Одесском подворье Руссика, Ново-Афонском подворье в Санкт-Петербурге и на складе Петербургского православного братства во имя Пресвятой Богородицы в Александро-Невской Лавре. [1]
Посетивший Свято-Пантелеимоновский монастырь весной 1913 г. статский советник Мансуров в своем донесение министру иностранных дел от 5 апреля так охарактеризовал значение просветительской деятельности обители и ее «отраслей»: «Главным центром русского монашества на Афоне с половины XIX столетия был Пантелеимонов монастырь. Первая, вероятно, по численности своей братии православная обитель в мире, она отличалась высоким благоустройством, как в духовном, так и в материальном отношении. Далеко распространялось ее благотворительное просветительское влияние; вспомним цветущую ее отрасль: «Новый Афон» на черноморском берегу Кавказа, в другой области мы видим ее огромную издательскую деятельность, в которую входит как часть издание всех трудов епископа Феофана Затворника, столь могущественно влияющего на духовную жизнь русского народа». [2]
Важнейшим центром просветительско-издательской деятельности Свято-Пантелеимоновского монастыря на территории России стало его Московское подворье, устроенное в 1873 г. трудами иеромонаха Арсения (Минина), первоначально в виде в часовню св. вмч. Пантелеимона при Богоявленском монастыре на Никольской ул., а с 1883 г. существовавшее в возведенном на той же улице здании новой значительно более обширной Пантелеимоновской часовни.
Исполняя послушание настоятеля часовни, отец Арсений придавал большое значение просветительской деятельности. Он писал много поучительных писем, составлял духовно-нравственные наставления и был инициаторов начала издательского дела при Московском подворье. Старец умел из святоотеческих творений составлять назидательные книги и брошюры, в частности, в 1866 г. издал книгу «Беседа о молитве», в 1868 г. — книгу «Единое на потребу», а в 1876 г. — «Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям». Отец Арсений также составил жизнеописания некоторых подвижников, которые впоследствии были изданы Свято-Пантелеимоновским монастырем под названием «Афонские современные подвижники», написал много статей духовного содержания, которые публиковались в различных журналах, был главным редактором ряда монастырских изданий, участвовал в начале выпуска в Москве первого периодического издания Руссика – журнала «Душеполезные размышления».
В 1870 г. отец Арсений посетил Святую Землю и по впечатлениям от своей поездки составил «Путеводитель во святый град Иерусалим…», который был выпущен в 1872 г. В перечне благотворительных дел Руссика второй половины XIX века указывалось: «Миссионер Пантелеимонова монастыря иеромонах Арсений в России совершает поездки и издает свои книги против расколов на средства Пантелеимонова монастыря». [3] После кончины старца монастырь опубликовал собрание его писем под названием «Письма в Бозе почившего афонского старца иеросхимонаха Арсения Минина к разным лицам с добавлением мыслей и заметок о разных предметах веры и нравственности».
Упомянутый журнал «Душеполезные размышления» стал выходить с 1878 г. в количестве 12 номеров в год. Наряду с различными статьями духовного содержания, в том числе о. Арсения, в нем печаталась летопись жизни русского Афона. В перечне благотворительных дел Руссика второй половины XIX века указывалось: «Ежемесячно издаются в Москве «Духовные Размышления» по 15-20 тысяч экземпляров для бесплатной раздачи и рассылки в России и ежегодно бесплатно распространяется около 2 миллионов листков – изданий Пантелеимонова монастыря и раздается до 300 тысяч экземпляров в год мелких книг духовно-нравственного содержания». [4]
Стараниями преп. иеромонаха Аристоклия с 1888 г. в Москве на Афонском подворье вместо журнала «Душеполезные размышления» стал издаваться ежемесячный журнал «Душеполезный собеседник», который рассказывал о жизни русских монахов на Святой Горе, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам. Благодаря этим публикациям, вызывающим у благочестивых людей огромный интерес, русский Афон воспринимался читателями как неотъемлемая часть, уголок России на Востоке. В результате русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми послушниками, на щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров монастырские постройки, возводились новые храмы. Ктиторы и настоятели российских храмов стали заказывать через Афонское подворье иконы с ликами святых для своих церквей, как в двух столицах, так и в провинции. [5]
В конце XIX – начале XX веков трудами братии подворья в Москве вышли десятки книг Свято-Пантелеимоновского монастыря: «Собрание писем святителя Феофана. Вып. 1-8» (1898-1901); «Письма Святогорца к друзьям своим о Св. Горе Афонской. В 3 частях» (1895, 8-е изд.), «Афонский патерик или жизнеописания святых на Св. Афонской Горе просиявших. В 2 частях» (1897, 7-е изд.) и многие другие, 384 издания Афонских листков, сотни номеров журнала «Душеполезный собеседник» и т.д. Некоторые издания не только раздавались на подворье, но и бесплатно рассылались по стране. «Каталог книг, изданных Афонским Русским Пантелеимоновым монастырем», выдержавший около 20 изданий, также выпускался в Москве, и по нему можно было заказать различные книги и брошюры, которые отправлялись заказчикам с книжного склада при подворье. [6]
После постройки в 1909 г. нового комплекса зданий подворья вблизи ул. Большая Полянка в одном из них были размещены издательство православной литературы и большой книжный склад, откуда продолжалась рассылка изданий по стране. Так, например, 2 марта 1914 г. председатель Совета Донского Союза русского народа (в г. Новочеркасске) статский советник Л. Епифанович выслал игумену Мисаилу письмо с благодарностью за отправку этой организацией заведующим книжного склада Московского подворья Руссика монахом Илларионом (Громовым) 87 наименований книг, брошюр и листков. [7]
Подобная деятельность братии подворья продолжилась и в годы Первой мировой войны. 10 декабря 1914 г. Николаевский Цурский монастырь Донской епархии выслал игумену Мисаилу благодарность за ящик книг, брошюр, Афонских листков и номеров журнала «Душеполезный собеседник», отправленных через Московское подворье. [8] Миссионер Тайпинского отделения Алтайской Православной Духовной Миссии иеромонах Николай 24 января 1915 г. в письме настоятелю Московского подворья Руссика выразил благодарность за присланную «богатую лепту», в том числе духовно-нравственные листки и т.д. [9]
Вторым по значению центром просветительско-издательской деятельности Свято-Пантелеимоновского монастыря на территории России постепенно стало устроенное в 1876 г. Одесское подворье. Впервые в середине 1880-х гг. насельники подворья пожертвовали братству св. ап. Андрея при храме Одесской Духовной семинарии одну тысячу рублей для издания брошюр и листков против штундистов, а также выделили 70 тысяч экземпляров духовно-нравственной литературы. В дальнейшем такая помощь Свято-Андреевскому братству стала регулярной. [10]
Особенно активизировалась просветительская деятельность Одесского подворья, когда его заведующим в 1905 г. был назначен будущий известный старец иеромонах Кирик (Максимов). В частности, 1 марта 1908 г. отец Кирик от имени монастыря передал градоначальнику Одессы генерал-майору И.Н. Толмачеву 1125 книг духовно-нравственного содержания. 12 октября 1908 г. настоятель Александро-Невского собора г. Ревеля (Таллина) протоиерей Симеон Попов в письме игумену Мисаилу выразил благодарность за безвозмездную высылку из Одессы иеромонахом Кириком для раздачи прихожанам 204 экземпляра «Сборника душеполезных листков» за 1907 г. и попросил присылать их и в дальнейшем. [11]
8 июня 1914 г. председатель Иоанно-Предтеченского общества трезвости в Челябинске священник Михаил Пеньковский поблагодарил игумена Мисаила за присланное иеромонахом Кириком из Одессы «целое книжное богатство». 25 июля того же года уже приходское попечительство и общество трезвости при Спасской церкви Оханского уезда Пермской губернии выразило благодарность игумену за пожертвованный о Кириком ящик книг и листков религиозно-нравственного содержания. [12]
В годы Первой мировой войны братия Одесского подворья во главе с отцом Кириком пожертвовала российским воинам на фронт брошюр и листков духовно-нравственного содержания на 65 тысяч рублей (только в 1915 г. – на 17 тысяч), кроме того, в военные лазареты и убежища Татиановского комитета беженцев в Одессе было роздано более одной тысячи икон и еще свыше 250 икон – полковым священникам и офицерам на общую сумму пять с лишним тысяч рублей. Для открытого в 1914 г. на подворье лазарета раненых и больных воинов была создана специальная библиотека с духовной литературой, в помещении которой также проводились духовные беседы с воинами, которые продолжались до осени 1917 г. В это же время братия Одесского подворья внесла 450 рублей на издание епархиального журнала. [13]
В первой половине 1870-х гг. было создано подворье Свято-Пантелеимоновского монастыря в г. Ростове-на-Дону области Войска Донского. [14] Его настоятелем в 1874-1897 гг. и в начале XX века (с перерывами) служил иеросхимонах Михаил (в миру Михаил Иванович Савицкий), который очень много сделал для издания и распространения духовно-нравственной литературы. [15]
В конце XIX — начале XX веков отцом Михаилом было роздано в городе и разослано безвозмездно по стране Афонских и Троицких листков на 150 тысяч рублей. В перечне благотворительных дел Руссика во второй половине XIX века указывалось: «Монахами, отправленными в Таганрог и Ростов для заготовки продовольствия раздается в Причерноморье ежегодно бесплатно более 1 миллиона экземпляров духовно-нравственных листков – изданий Пантелеимонова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры». [16]
Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. трудами иеромонаха Михаила книгами и листками духовно-нравственного содержания постоянно снабжались склады императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны, великой княгини Елизаветы Федоровны для приема пожертвований в пользу раненых и войск на Дальнем Востоке, эвакуационные лазареты и русские военнопленные в Японии. [17]
В письме игумена Руссика о. Мисаила в Центральный комитет Партии правового порядка от 6 апреля 1906 г. отмечалось: «Наш ревностный патриот-миссионер иеромонах Михаил печатает и рассылает душевно полезные книги, сборники и листки», и сообщалось, что только в 1905 г. было выслано в госпитали для русских воинов в Маньчжурии 300 сборников листков и более 200 пудов книг для военнопленных в Японию. [18]
Важным центром просветительской деятельности на Кавказе был официально основанный в 1879 г. насельниками Руссика Ново-Афонский Симоно-Канонитский монастырь, который не только распространял издания Руссика, но также выпускал духовно-нравственную литературу и имел свою переплетную мастерскую. В 1888 г. было устроено совместное подворье Ново-Афонского и Свято-Пантелеимоновского монастырей в Санкт-Петербурге, насельники которого также занимались просветительской деятельностью. В подворских зданиях располагались иконописная мастерская с лавкой и книжный церковный магазин, в котором продавались все основные издания Руссика.
Важное значение имело духовное взаимодействие Свято-Пантелеимоновского монастыря с различными российскими обителями, прежде всего с Троице-Сергиевой Лаврой. Большой вклад в его развитие в XIX веке сделал выдающийся представитель русского ученого монашества постриженник Оптиной пустыни (1857), затем начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (с 1863), настоятель российской посольской церкви в Константинополе (с 1865), настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (с 1869) и, наконец, наместник Троице-Сергиевой Лавры (с 1877) архимандрит Леонид (в миру Кавелин Лев Александрович, 1822-1891).
Отец Леонид неоднократно посещал Святую Гору: в 1859, 1866, 1867 и 1868 гг., изучая, прежде всего, книжные собрания славянские обители – Руссика, Хиландара и Зографа. [19] Архимандрит очень много сделал для изучения архива Свято-Пантелеимоновского монастыря. В 1867 г. в статье «Историческое обозрение Руссика» («Херсонские епархиальные ведомости») отец Леонид опубликовал часть его документов. Затем в 1868 г. в 24-й книге «Гласника» по снимкам и копиям архимандрита были изданы 18 актов Руссика на славянских языках. Участвовал отец Леонид и в дальнейших изданиях документов обители. Он также составил подробные исторические описания многих монастырей, в том числе «Критический обзор сведений о Свято-Троицкой Сергиевой лавре» (М., 1876); «Абхазия и в ней Ново-Афонский… монастырь» (Ч. 1-2. М., 1885). В 1881 г. архимандрит был избран членом-корреспондентом Академии наук. [20]
Посетив в 1866 г. Свято-Пантелеимоновский монастырь отец Леонид был «очень очарован прекрасным местоположением старого Руссика, убеждал позаботиться о нем и даже распланировал, где быть какой постройке и просил насколько возможно не трогать древних развалин».21 В 1874 г. архимандрит Леонид пожертвовал в Руссик большую икону престольных праздников церквей и параклисов старого русского афонского монастыря св. Пантелеимона Целителя. [22]
Наряду с указанным направлением в жизни Троице-Сергиевой Лавры большое значение для ее духовного взаимодействия со Святой Горой имели путешествия русских паломников на Афон, в том числе иноков Лавры. [23] Также существовала определенная взаимосвязь в издательской и просветительской деятельности двух обителей, в частности в издании и распространении Афонских и Троицких листков.
Связи с Афоном, в том числе с Руссиком, всегда сильно ощущались и в Киево-Печерской Лавре, основанной святогорцем преподобным Антонием. Его изображение традиционно присутствовало в иконографии собора Афонских святых, а также среди чтимых в монастыре Есфигмен святых. В свою очередь, Святая Гора нередко изображалась на создаваемых в Киево-Печерской Лавре иконах, фресках, гравюрах и акварелях. В середине XIX века насельник Киево-Печерской Лавры архимандрит Амвросий, несколько лет живший на Афоне, устроил на земле Свято-Пантелеимоновского монастыря келлию с церковью во имя преподобных Печерских. [24]
Многие святыни, пожертвования и большое количество духовно-нравственной литературы посылала братия Руссика в различные российские монастыри. Так 24 сентября 1904 г. настоятельница Свято-Троицкого Покровского женского монастыря Черниговской губернии, игумения Архелая в письме игумену Мисаилу сообщила о получении через Одесское подворье иконы св. вмч. Пантелеимона. 3 июня 1906 г. настоятельница Спасо-Преображенского женского монастыря Екатеринодарской епархии (Кубанской области) игумения Раиса в письме игумену Мисаилу сообщила о получении подаренных Руссиком Иверской иконы Божией Матери и образа св. вмч. Пантелеимона, а также ящика с 22 сборниками Афонских листков, акафистом иконы Божией Матери и двумя акафистами св. вмч. Пантелеимону. 10 декабря 1914 г., как уже говорилось, Николаевский Цурский монастырь Донской епархии выслал игумену Мисаилу благодарность за ящик книг, брошюр, Афонских листков и номеров журнала «Душеполезный собеседник» и т.д. [25]
10 июня 1906 г. настоятель Второ-Афонского монастыря иеромонах Герасим в письме игумену Мисаилу выразил благодарность Руссику за пожертвованные «св. книги для руководства юной моей обители». [26] Следует упомянуть, что и братия «отрасли» Руссика Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря с 1880-х гг. жертвовала другим менее богатым монастырям (прежде всего, на Северном Кавказе) иконы, церковную утварь, облачения и духовно-нравственную литературу.
Еще одним направлением духовно-просветительской деятельности братии Руссика было снабжение соответствующей литературой частей российской армии, особенно в период военных кампаний. Так в 1880-е гг., в период походов русских войск в Среднюю Азию, братия Свято-Пантелеимоновского монастыря отправила генералу Комарову в Асхабад (Ашхабад) для раздачи солдатам и офицерам крестики, иконки, духовно-нравственные книги и брошюры. [27]
Большую помощь оказало русское святогорское монашество и, в частности Свято-Пантелеимоновский монастырь, российской армии во время войны России с Японией в 1904-1905 гг. Братия монастыря св. вмч. Пантелеимона, прежде всего, оказывала помощь отправкой в войска духовно-нравственной литературы и пожертвованиями на больных, раненых и пленных солдат. [28]
19 января 1905 г. товарищ обер-прокурора Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер написал иеромонаху Михаилу, что комендант склада императрицы Александры Федоровны выразил благодарность за пожертвования Руссиком ящика с книгами «Письма Святогорца к друзьям своим». 22 марта 1905 г. В.К. Саблер сообщил уже игумену Нифонту, что императрица Александры Федоровны объявила благодарность монастырю за пожертвования на больных и раненых воинов на Дальнем Востоке. 26 марта и Комитет имени императрицы Марии Федоровны по оказанию помощи больным и раненым воинам выразил игумену Нифонту благодарность за пожертвование большого количества «Афонских листков», отметив, что о нем будет доложено императору Николаю II. [29]
8 апреля на склад великой княгини Елизаветы Федоровны для приема пожертвований в пользу раненых и войск на Дальнем Востоке поступило от Руссика 17 тысяч книг духовно-нравственного содержания для русских военнопленных в Японии. 11 апреля на склад императрицы Марии Федоровны были приняты от Свято-Пантелеимоновского монастыря три ящика книг духовного содержания для раненых и больных воинов (5 мая выслана благодарность), а 24 апреля на склад великой княгини Елизаветы Федоровны поступили от Руссика одна тысяча серебряных крестиков и 44585 книг духовно-нравственного содержания. [30]
15 апреля 1905 г. В.К. Саблер написал игумену, что императрица Александра Федоровна лично приняла монаха Свято-Пантелеимоновского монастыря о. Савела, вручившего ей икону и 5 тысяч рублей на пленных русских воинов. В это время книгами и листками монастыря постоянно снабжались склады обеих императриц, великой княгини Елизаветы Федоровны, эвакуационные лазареты и русские военнопленные в Японии. Только в 1905 г. в Маньчжурию для чтения воинам в лазаретах было послано 80 ящиков (около 300 штук) сборников листков, помимо книг духовно-нравственного содержания, а военнопленным в Японию – более 200 пудов (3200 килограмм) литературы. Всего в годы Русско-японской войны братия монастыря св. вмч. Пантелеимона пожертвовала деньгами 30 тысяч рублей и духовно-нравственной литературы более чем на 10 тысяч рублей, не считая крестиков и иконок. [31]
Книги для воинов регулярно отправлялись и позднее. Так, в апреле 1906 г. для русских солдат и офицеров в Маньчжурии было отправлено 16 тысяч сборников листков, по 500 страниц в каждом. 4 декабря 1906 г. товарищ обер-прокурора Святейшего Синода А. Рогович сообщил игумену Мисаилу, что заведующий канцелярией императрицы Александры Федоровны 23 ноября выразил братии обители благодарность от имени императрицы за пожертвования душеполезных книг и брошюр солдатам и офицерам. 29 января 1907 г. и секретарь императрицы Марии Федоровны выразил благодарность игумену Мисаилу за безвозмездную отправку для раздачи войскам 500 брошюр «Церковь и государство», 8290 сборников душеполезных листков и трех ящиков с книгами «Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской», отметив, что императрица указала раздать эту литературу частям гвардии и Санкт-Петербургского военного округа. [32]
Кроме того, в эти годы братия Руссика осуществляла духовное попечение команды базировавшегося в Севастополе эскадренного броненосца «Пантелеймон». [33] Еще более значительной была духовно-просветительская деятельность насельников монастыря св. вмч. Пантелеимона в российской армии в период Первой мировой войны. Однако после революции 1917 г. все связи русских святогорцев со своей Родиной прервались, прекратилась и их духовно-просветительская деятельность в России.
М.В. Шкаровский[1] Архив Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (АРПМА). Оп. 10. Д. 106. Док. 129. Л. 28об. [2] Архив внешней политики Российской империи. Ф. 142. Греческий стол. Оп. 497. Д. 697. Л. 20 22об. [3] АРПМА. Оп. 10. Док. 359. Л. 7. [4] Там же. Л. 6. [5] Дмитриевский А.А. Русские на Афоне. М., 2011. С. 294-337. [6] АРПМА. Оп. 10. Д. 106. Док. 129. Л. 6-28. [7] Там же. Оп. 44. Д. 17. Док. 3826. Л. 105. [8] Там же. Оп. 10. Д. 106. Док. 129. Л. 2об. [9] Там же. Л. 45. [10] Там же. Оп. 10. Док. 359. Л. 6-7. [11] Там же. Д. 106. Док. 129. Л. 4-4об. [12] Там же. Л. 1об-2. [13] Там же. Л. 51-52. [14] Там же. Оп. 49. Д. 2. Док. 4020. Л. 812об. [15] Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Святая Гора Афон, 2010. С. 36, 359 и др. [16] АРПМА. Оп. 10. Док. 359. Л. 6. [17] Там же. Д. 5. Док. 85. Л. 10. [18] Там же. Оп. 44. Д. 17. Док. 3826. Л. 93. [19] См.: Сказание о Святой Афонской Горе игумена Русского Пантелеимонова монастыря Иоакима и иных святогорских старцев. СПб., 1882. [20] Иеромонах Афанасий (Гумеров). Леонид Кавелин // Русские писатели 1800-1917. Т. 3. М., 1994. С. 320-321. [21] Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеймона на Святой Горе Афонской. М., 1994. С. 170. [22] Там же. С. 110. [23] См.: Священник Анатолий Просвирник. Афон и Русская Церковь. Библиография. Богословские труды. Сб. 15. М., 1975. С. 185-256. [24] Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеймона на Святой Горе Афонской. С. 164. [25] АРПМА. Оп. 10. Д. 106. Док. 129. Л. 2об, 38-39, 40. [26] Там же. Л. 4. [27] Там же. Л. 6. [28] Там же. Оп. 44. Д. 4. Док. 3807. Л. 92. [29] Там же. Л. 102-104. [30] Там же. Д. 21. Док. 3824. Л. 1-2; Оп. 10. Д. 106. Док. 129. Л. 47об. [31] Там же. Оп. 44. Д. 4. Док. 3807. Л. 105-105об; Оп. 10. Д. 5. Док. 85. Л. 10. [32] Там же. Оп. 10. Д. 106. Док. 129. Л. 5-5об; Оп. 44. Д. 21. Док. 3821. Л. 7-7об. [33] Там же. Оп. 44. Д. 22. Док. 3825. Л. 29; Оп. 10. Д. 106. Док. 129. Л. 3об.