Развитие духовно-нравственного образования в России требует комплексного подхода. Нельзя вводить религиозноориентированные предметы, не подготовив высококвалифицированных преподавателей. Для того чтобы система действовала эффективно, необходимо одновременно выстраивать всю вертикаль – от дошкольного образования и воспитания до высшей школы и научно-методического обеспечения. Так же необходимо удовлетворить потребности Церкви и общества в специалистах, способных решать церковные и церковно-общественные задачи, то есть нужна подготовка пастырей, ученых, преподавателей высшей и средней школы, катехизаторов, экспертов в области церковно-государственных отношений и пр.
Система богословского образования в России сегодня развивается по двум основным направлениям. С одной стороны, это духовное образование в религиозных учебных заведениях (семинариях и академиях), а с другой — университетская теология.
При наличии общих целей деятельности конфессиональных учебных заведений и университетских теологических структур, они решают различные задачи:
- первые — традиционно занимаются в большей степени подготовкой священнослужителей;
- вторые – подготовкой образованных, духовно просвещенных мирян, полезных как Церкви, так и обществу.
Поэтому актуальной задачей является создание площадки для межвузовского общения духовных учебных заведений и университетов, реализующих программы преподавания теологии. Это и преподавательская деятельность, и духовное окормление студентов теологических кафедр и факультетов.В условиях формирования единого пространства в сфере духовного образования и просвещения, необходимость во взаимодействии преподавателей семинарий, духовенства и профессорско-преподавательского состава государственных вузов очевидна. Известно, что семинарии переходят на стандарты третьего поколения, поэтому в общем плане требования к уровню образования и его содержательному наполнению едины с учетом профилизации.
К сожалению, не все семинарии и духовные училища могут сегодня похвастаться научно-методической базой. Используя площадку теологических кафедр и факультетов, семинарии, со временем смогут практически полностью решить эту проблему. Все преподаватели высших учебных заведений должны быть заинтересованы в научно-исследовательской работе, т.к. это необходимое условие повышения своего образовательного и профессионального уровня.В тоже время очевидна нехватка преподавателей с богословским образованием в государственных вузах, особенно на вновь открытых факультетах теологии, как правило, при наличии серьезной научно-методической базы. Отсюда следует, что взаимовыгодное сотрудничество усилит позиции, как теологических факультетов, так и духовных школ.
Приходилось слышать мнение, что кафедры теологии переманивают абитуриентов из семинарий. Однако в условиях введения стандартов 3-го поколения с четкой профилизацией, такая ситуация просто невозможна.
На факультеты теологии, как показывает практика, поступают чаще всего абитуриенты, которые предполагают дальнейшую свою деятельность в сфере образования, либо в области государственной службы и управления, в области культуры, журналистики, социальной работы и т.д. Теологические кафедры не только не выводят потенциальных абитуриентов из церковной орбиты, они пополняют ряды деятельных православных мирян, готовых послужить на благо Церкви и Отечества. Теоретически, в случае, когда епархия не располагает своей семинарией, либо духовным училищем и при острой потребности, факультет теологии, по благословлению правящего архиерея и при наличии соответствующего профиля может готовить будущих священнослужителей (подчеркиваю – под пристальным надзором и при попечении самого архиерея).
Но это теория, а в практическом плане сегодня Священноначалием определены только два вуза, по окончании которых разрешено рукоположение выпускников, это Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Российский православный университет.
Мы можем использовать научный и образовательный потенциал университета:
- при подготовке катехизаторов;
- для получения священнослужителями помимо духовного, второго высшего образования по ускоренной программе;
- для повышения квалификации;
- для научно-исследовательской работы в смежных с теологией областях гуманитарного знания.
- Остановлюсь на этих направлениях подробнее.
Сегодня мир стремительно меняется. Меняются формы восприятия информации и получения знаний. Перед катехизаторами встают все более сложные задачи, и поэтому особое значение следует придавать их подготовке. Чтобы достучатся до современного человека, искушенного потребителя всякого рода информации, необходимо, чтобы религиозное просвещение заговорило на языке высшей школы!
Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви (училища и семинарии) используются в последние годы для подготовки катехизаторов. Но так как названные учебные заведения есть не в каждой епархии, то следует учитывать наличие кафедр, отделений и факультетов теологии, которые существуют во многих государственных вузах страны, в том числе в ведущих государственных университетах (всего около 50).
Так, штат епархиального управления возрожденной в 2011 Пятигорской и Черкесской епархии удалось сформировать во многом благодаря наличию выпускников Института государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета.
Преимущество привлечения государственных учебных заведений заключается и в том, что диплом (удостоверение о переподготовке), полученные там, дают возможность беспрепятственного преподавания в светских школах. А с учетом наличия у обучаемого диплома о высшем образовании, возможно получение дополнительной квалификации в рамках существующей программы дополнительной квалификации «Эксперт в области теологии». При наличии соглашения о сотрудничестве между вузом и Епархией, к подготовке катехизаторов привлекаются работающие в вузе священники с богословской степенью и опытом педагогической деятельности в высшей школе.
Современные условия предъявляют принципиально новые требования к образовательному уровню клириков Русской Православной Церкви. В связи с этим, многие выпускники семинарий для успешной деятельности на приходе нацелены на получение второго высшего образования в государственном вузе. Это необходимо для решения сложных многопрофильных задач, которые стоят сегодня перед ними, таких, как образовательная деятельность, работа с молодежью, социальная работа, диалог с секулярным обществом и государством.
Большинство семинарий пока не имеют государственной аккредитации. Для священников их выпускников это осложняет доступ в учебные заведения. Более того, сегодня появляются интересные международные православные и межрелигиозные проекты, диалоговые площадки, куда с большим интересом приглашают специалистов и экспертов из России. Но недостаточный уровень владения иностранными языками, часто становится барьером и ограничивает наше присутствие на международных теологических форумах и прочих серьезных мероприятиях. Вместо священников туда часто попадают хорошо владеющие языками, но совершенно неправославные, нецерковные эксперты от религиоведения. Поэтому, второе высшее образование на сегодняшний день для священника не роскошь, и не интеллектуальный тренинг – это насущная необходимость.
Статистика утверждает, что, как правило, люди при принятии решения о дополнительном образовании думают о получении второго высшего образования (47% опрошенных). 41% хотели бы закончить языковые курсы, 25% — заинтересованы в краткосрочных программах по профессиональным направлениям, 24% — программами эМ-Би-Эй, 21% хотят пойти в аспирантуру, 14 % увлечены программами переподготовки и 14% считают необходимым закончить магистратуру.
Только 37 процентов опрошенных работают по специальности, полученной при первом высшем образовании, 22% устроились в смежной с основной специальностью и 41%, приобретенная специальность не пригодилась. Свою сферу деятельности они не связывают с выбранной профессией. Согласно проведенным исследованиям, более 61% из тех, кто хочет получить второе высшее образование, представлены работающими специалистами. Как показывает практика, для успешной и эффективной работы необходимо иметь знания и в смежных со своей профессией областях. Наиболее эффективно решить эти проблемы может фундаментальное образование.
Мировая практика свидетельствует, что теология, наряду с историей и классической филологией составляют фундамент национального гуманитарного образования. Роль фундаментального образования повышается в условиях роста интенсивности изменений на рынке труда, так как именно фундаментальная подготовка повышает способность специалиста адаптироваться к меняющимся условиям. Это дает возможность выпускникам теологических факультетов заниматься научно-исследовательской деятельностью и работать во всех областях гуманитарного знания.
Срок получения второго высшего образования значительно меньше — обучение длится от двух до трех лет. Ускорение обучения достигается за счет перезачета части дисциплин (по договоренности с вузом при поступлении на теологический факультет, это могут быть богословские предметы), применения методов обучения, предполагающих больший объем самостоятельной работы и т.д.
Этой возможностью сегодня широко пользуются исламские вузы. Их проблемы во многом схожи с проблемами семинарий, но представляются еще более серьезными, т.к. при отсутствии аккредитации, а тем более научной базы, у многих преподавателей в наличии только диплом об образовании какого-либо зарубежного исламского университета, абсолютно не конвертируемый в России.
В 2012 году по ускоренной программе (за 3 года) в ПГЛУ, получили степень бакалавра теологии 16 преподавателей Северо-Кавказского исламского университета им. Имама Абу-Ханифы (КБР, Нальчик). Среди них — ректор университета и муфтий КБР. В 2013 году планируется выпуск преподавателей Российского исламского университета им. Кунта-Хаджи г. Грозный (ЧР). Студентами Института государственно-конфессиональных отношений ПГЛУ являются религиозные деятели и преподаватели духовных дисциплин из КЧР и других республик Северного Кавказа.
Используя этот положительный опыт сотрудничества государственного вуза и религиозного учебного заведения, можно дать возможность выпускникам семинарий овладеть профилем «Государственно-конфессиональные отношения» по ускоренной схеме.
Продолжение образования:
- помогает решить вопрос с соблюдением пастырского возрастного ценза, когда выпускник семинарии будет совмещать дальнейшее образование с выполнением церковных послушаний;
- дает возможность приобрести не только необходимый для пастыря жизненный опыт, но и дополнительные профессиональные и общекультурные компетенции;
- получение степени бакалавра теологии дает возможность обучаться на магистерских программах, поступить в аспирантуру и продолжить научно-исследовательскую работу в смежных областях гуманитарного знания.
Повышение квалификации духовенства, необходимого для поддержания его высокого образовательного уровня и ознакомления с новыми подходами с области педагогики, психологии, социальной работы, работы с молодежью, является одной из самых востребованных форм сотрудничества епархии с университетскими теологическими кафедрами и факультетами.
В епархиях, которые располагаются в поликультурных и поликонфессиональных регионах, это представляется весьма актуальным, т.к. дает возможность православным священникам, служащим в традиционно исламских республиках понять глубинный смысл их культуры и вероучения, а также изучить арабский язык.
В этой связи следует отметить опыт Пятигорской и Черкесской епархии, заключающийся в изучении православными священниками теологии ислама на магистерских программах Института государственно-конфессиональных отношений ПГЛУ.
Сотрудничество государственных вузов и епархий приводит к формированию единого образовательного пространства в сфере религиозного образования и просвещения. Это полезно не только для субъектов взаимодействия, но для всего Российского общества, поскольку напрямую способствует оздоровлению нравственного климата. Со временем может сложиться целое сообщество православных специалистов во всех сферах гуманитарного знания, журналистике, в органах власти и управления на всех уровнях. С другой стороны больше будет священнослужителей, способных профессионально организовать социальную работу, издательскую деятельность, работу с молодежью и вести диалог с прихожанами на любом уровне.
Знание вероучения традиционных для России религий дает гарантии взаимопонимания, сохраняет и укрепляет межнациональные и межкультурные отношения, связывающие всех граждан России. Эта область связана с усилением созидательных процессов в обществе.
Конечной целью учебно-воспитательного процесса, наряду с адаптацией в социуме, успешной реализацией потенциала личности, определенного багажа знаний и навыков является духовная, нравственная личность, обогащенная традициями своего народа и страны.
Доклад епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта на совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», Москва, 28-29 ноября 2012 года.