Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братия и сестры! Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское чтение, в котором говорилось о пришествии Сына Человеческого во славе Своей, и что соберутся пред Ним народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. Далее мы слышали два совершенно разных обращения Христа к двум группам людей. К тем, кто оказывается по правую сторону, Он говорит: “…придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира” (Мф 25:34), и те кто оказывается по левую сторону слышат страшные для себя слова: “…идите от Мене, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его” (Мф 25:41).
Сегодняшняя подготовительная неделя к Великому посту называется: «Неделя о Страшном суде». Но почему святая Церковь называет эту неделю «Страшный суд». Само слово «суд» уже может нам показаться неприятным, т.к. оно говорит нам о рассмотрение какого-то нарушения или комплекса нарушений. Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с тем, что какой-то наш проступок разбирала своего рода административная инстанция. Так, в школе за провинности кого-то вызывали к завучу, сейчас за опоздание на работу могут вызвать к начальству, являясь студентами Духовной школы, за свои нравственные недоработки мы отвечаем перед воспитательским совещанием. И конечно, никому не доставляет удовольствия разбор твоих промахов, ошибок, предстоящее серьезное наказание. Но давайте задумаемся: а на каком этапе у нас начинает возникать это неприятно ощущение наказания, страх потерять доверие начальства, друга, кто угодно. Оно возникает после того, как мы уже были замечены в нарушении законов и уставов того социума, в котором находимся, когда мы в полноценной мере начинаем осознавать те проблемы, с которыми мы можем далее столкнуться. У нас возникает страх. Каждый человек в жизни сталкивался с этим неприятным и нежелательным чувством страха. Оно может проявляться по-разному. У одних это может вызвать депрессию и бессилие, у других, напротив, срабатывает инстинкт самосохранения. В любом случае, только осознав опасность перед существующей реальностью, мы начинаем, что называется, «шевелиться».
Давайте сейчас вновь обратимся к названию этой подготовительной недели и попытаемся понять, почему она носит название «Страшного суда»? Христос в своем обращении говорит о Своем втором пришествии. В богословии это называется эсхатологией – конечная судьба мира и всего, что его населяет. Живя сейчас на Земле, мы имеем возможность молиться за себя, своих родственников, близких, за усопших. После Второго пришествия Христа такой возможности у нас не будет. Здесь уместно вспомнить притчу «О десяти девах», где Господь в чем застает, в том и судит. Если выражаться юридическим языком, после Второго пришествия Христа у нас не будет прямой возможности взывать ко Христу. Наверное, это одна из причин, почему этот суд называется «Страшным судом».
Какую же актуальность для нашего современного мира и сознания носят сегодняшние евангельские слова Христа? Как уже было сказано, страх возникает у нас перед опасностью. В данном случае речь идет об опасности быть отверженном Христом на Страшном суде за наши злые поступки, за то, как сказано в евангелии, что не накормили ближнего своего, не напоили его, не приняли его, не посетили его в болезни. К нам в нашей повседневной жизни должно прийти сознание того, что всякий грех — это противление Богу, а если мы любим Бога, то мы должны бояться его обидеть. Ведь каждый из нас боится обидеть близкого ему человека. Точно такие же чувства мы должны испытывать по отношению к Богу, т.е. бояться сделать что-то противное Ему. Вот именно этому учит нас сегодняшнее евангельское чтение, чтобы страх не оказался для нас реальностью перед вечными муками, но чтобы этот страх перед грехом служил сейчас для нас неким инстинктом сохранения образа и подобия Божия. Поэтому в преддверии Великого и спасительного поста я желаю каждому из нас пересмотреть свое отношение к тем слабостям и порокам, которые свойственны нам, научится их побеждать, дабы во время Второго пришествия Христова услышать слова Спасителя “…придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира” (Мф 25:34) Аминь!
Проповедь, произнесенная в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией 27 февраля 2011 года.