.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Прежде чем приступить к великой Трапезе Господней, чрез участие в которой «собирается воедино раздробленная жизнь мира» [1], мы услышали евангельское чтение, повествующее нам о другой трапезе – пире «распутства и злобы», на котором чреву безудержной страсти была принесена в жертву невинная жизнь Пророка – честная глава Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.Всякая страсть ненасытна, она, как метастазы, пожирает все здоровые силы естества до тех пор, пока не уничтожит его, причем большая страсть способна поглотить меньшую. Этим объясняется безумный поступок Иродиады, которая в дикой злобе вместо половины Иродова царства чрез дочь Саломию требует главы Иоанна Крестителя. Власть и богатство, ради которых люди шли и идут на любые преступления, вдруг теряют свою силу пред озлобленным и ожесточенным сердцем. Для Иродиады невыносимо слово Пророка, продолжающего и в темнице обличать Ирода в преступной с ней связи. Она жаждет лишь одного: чтобы Иоанн замолчал, замолчал навсегда, и потому в безумии своем требует усечения главы Праведника, чтобы разделить ее с телом и тем самым, надеясь, помешать его воскресению.
«Безбожный пир! Безбожные безумцы!.. Прервите пир чудовищный…», [2] — воскликнет поэт устами священника на пире во время чумы. Но на пире Ирода, «захлебнувшемся сначала вином, а потом и праведной кровью» [3], некому слышать и говорить правду. Пророк молчит, уста его сомкнулись. Но глас Божий не пресекся со смертью Иоанна, потому что Слово, о Котором возвещал Пророк, стало Плотью и уже предуготовляет миру иную трапезу – Трапезу Господню.
Мы – христиане, воспринявшие Слово Божие, – в той или иной мере призваны к пророческому служению, состоящему теперь в проповеди миру Евангельского Благовестия, которое есть не что иное, как возвещение воли Божией – первой и последней мысли Бога о человеке. Но когда мы соприкасаемся с миром в порядке этого служения, мы видим, как оно безмерно тяжело. Основатель монастыря в честь св. Иоанна Предтечи в Англии архим. Софроний (Сахаров) скажет: «Неведомо, почему Бог не благоволил нам дать силу «целить всякую язву в людях»… И, лишенные этой силы целительной, мы покрыты как бы непрестанным позором в нашем служении… Наше слово без видимой помощи в большинстве случаев остается невоспринятым» [4]. В этом весь трагизм и подвиг нашего служения, которое, подобно служению пророка, становится гласом вопиющего в пустыне человеческого сердца! Но, как замечает старец Софроний, «не потому мы покрыты позором, что слово наше неистинно…, а потому что оно без видимых знамений доступно лишь немногим избранникам» [5]. И хотя мир продолжает идти своими путями, мы все же дерзаем утверждать, что только слово Христа дает полноту вечной жизни.
Дорогие братья и сестры, в этот день будем просить великого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, чтобы Глас Божий достиг обетованной земли нашего сердца и сердец наших ближних, чтоб устоять нам в Правде Божией, в свете заповедей Христовых. Будем помнить, что нам даны глаголы жизни вечной и к нам обращены слова Спасителя: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк 12:49). Откликнемся на этот призыв, чтобы низведенным Огнем с неба – Огнем Божественных глаголов – возжечь сердца людей. Аминь!
// Проповедь магистранта 2 курса богословского отделения академии Евгения Снытко, произнесенная в академическом храме на Божественной литургии 11 сентября 2012 года
[1] – Александр Шмеман, прот. За жизнь мира. Нью-Йорк, 1983. С. 20.
[2] – Пушкин А.С. Пророк // Пушкин А.С. Сочинения. В 2 т. М. 2001. Т. 1. С. 37.
[3] – Иоанн (Крестьянкин), архим. Слово на Усекновение главы Пророка и Предтечи Иоанна // www.pskovo-pechersky-monastery.ru/russian/sermon/other/82/
[4] – Софроний (Сахаров), архим. Письма близким людям. М., 1997. С. 17.
[5] – Софроний (Сахаров), архим. Указ. соч. С. 18.