Евгений Зубрий. Русь – удел апостола Андрея Первозванного

andrey_pervozv

Вопрос о посещении святым апостолом приделов русской земли – неоднозначный и глубокий в истории. Эта проблема не оставила равнодушными не только историков из церковной среды, но и людей, занимающихся историей государственной, независимо от своих религиозных мировоззрений.

Проблематика данной темы впервые чётко просматривается в Древнем летописном своде, который мы именуем «Повесть Временных Лет». Этот источник, пожалуй, первый знакомит нас с рассказом о посещении апостолом Андреем территории, на которой обитали протославянские племена и которая исторически и географически затем состоится как государство Киевская Русь.

Приведем отрывок из данного произведения: «Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.

Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел…»[1].

Данный сюжет, нарративного характера, с первого взгляда кажется историческим. На такие выводы наталкивает географическая вставка, а также упоминание торгового пути «из Варяг в Греки». Но уже при вдумчивом прочтении этого отрывка возникает ряд вопросов и противоречий.

Сам автор данного сказания не апеллирует к историчности. Он вводит ремарку «как говорят», тем самым ссылаясь не на какой-либо определённый документ исторического или агиографического содержания.

Ведущие специалисты данного исторического контекста, при критическом изучении «ПВЛ» [2], однозначно определили, что сказание об Андрее Первозванном – позднейшая вставка в летопись и не принадлежит перу преподобного Нестора[3].

Профессор Малышевский, изучая вопрос о времени внесения сюжета в летопись, подметил генезис[4] данного сюжета. По его мнению, сказание было знакомо многим летописцам, что объясняется возникновением на Руси многочисленных легенд о том, где и как апостол Андрей проповедовал. Изучая проблематику датировки сказания, он пришёл к выводу: сказание возникло к концу ХI века, при Всеволоде Ярославиче. Аргументируя данные выводы, он ссылался на письма императора Михаила VII Дуки к князю: «Наши государства оба имеют один некий источник и корень… одно и то же спасительное слово было распространено в обоих… одни и те же самовидцы Божественного таинства и его вестники провозгласили в них слово Евангелия»[5]. Но, по мнению профессора, сказание в том виде, в котором оно попадает в летопись, оформляется позднее, а именно ко времени княжения Изяслава Мстиславича, а это ХII в.[6]

Ознакомив реципиента [7] с предысторией данного сказания, пожалуй, перейдем непосредственно к теме.

Первым из среды церковных историков, кто попытался аргументировать историчность данного сообщения, был митрополит Макарий (Булгаков). Он в частности писал: «самые древние свидетельства о проповеди святого апостола Андрея относятся к началу третьего века. Одно принадлежит святому Ипполиту, епископу Портуенскому (ок. 222 г.), который в небольшом сочинении своем о дванадесяти апостолах говорит о святом апостоле Андрее следующее: “Андрей, после того как проповедовал скифам и фракийцам, потерпел крестную смерть в Патрасе Ахейском, будучи распят на древе масличном, где и погребен” [8]. Другое читаем у знаменитого Оригена (200-258): “Апостолы и ученики Господа и Спасителя нашего, рассеявшись по вселенной, проповедовали Евангелие, и именно: Фома, как сохранилось до нас предание, получил в удел Парфию, Андрей — Скифию, Иоанну досталась Азия и проч.” »[9].

Эти два древних свидетельства, перекликающихся между собой, позволили митрополиту утвердится во мнении, причем он не сомневается, что упомянутая Скифия, граничащая с Фракией, и есть та Скифия, «которая, начинаясь от гор Балканских, шла к устьям Дуная и простиралась за Дунаем в пределах нашего отечества» [10].

В середине ХIХ века появляются в Европе публикации древних апокрифических памятников. Среди этих памятников было и несколько текстов, посвященных святому Андрею. Прежде всего, это «Деяния апостолов Андрея и Матфея в стране антропофагов», «Деяния святых апостолов Петра и Андрея» и «Деяние и мучение святого апостола Андрея».

Академик В.Г. Васильевский, изучив критические публикации апокрифов, предположил, что автору сказания были известны некоторые апокрифические сказания, существующие раннее. Это тем самым говорит не о плоде фантазии автора, а о его ознакомленности с древними текстами. Васильевский не отвергает реальность проповеди апостола в пределах Руси [11].

А.В. Карташев в своей работе «Очерки по истории Русской Церкви» излагает практически все известные на то время точки зрения в отечественной науке. Предоставив всевозможные высказывания, он делает оригинальное заключение: признает вполне достоверным факт проповеди апостола Андрея в Грузии и Абхазии, а возможно и в Крыму, то есть в пределах будущего Российского государства. «Но если бы даже ап. Андрей и не дошел физически в своих апостольских трудах до границ нашей земли, – пишет далее Карташев, – то это не меняет сути дела… Жребий, выпавший каждому апостолу, и составил его, так сказать, географический удел на карте распространения христианства… От Иерусалима как бы мысленно проведены радиусы, и заключенные между ними секторы круга составили уделы апостольства, превышающие по своим вселенским размерам силы и срок жизни человека».

Из вышесказанного можно проследить намеченный Антоном Владимировичем вектор направленности его мысли: независимо от того, куда дошёл с проповедью святой апостол Андрей, он остается покровителем выпавшего ему удела. А Русь, несомненно, входит в его удел.

При данном подходе снимается проблематика историчности летописного сюжета о проповеди апостола в пределах нашего Отечества.

Таким образом, рассмотрев краткую историографию данного вопроса, мы можем определённо найти основания для утверждения во мнении, которое засвидетельствовано памятниками древней литературы, и которое имеет по праву место в Предании нашей Православной Церкви.

Библиография

1.Васильевский В.Г. Два письма Византийского императора Михаила VII Дуки к Всеволоду Ярославичу. Труды Т.2, СПб., 1909. 2.Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. I. М.: Терра, 1997. 3.Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. I. М., 1994 4.Малышевский И. Сказание о посещении Русской страны святым апостолом Андреем// Труды Киевской Духовной Академии. Т.2. №6 1888. 5.Петровский С. Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного. СПб. 2003. 6.Повесть Временных Лет. / Подг. текста, перев., статьи и комм. Д. С. Лихачева. Под ред. В. П. Андриановой-Перетц. Изд. 2-е, исправ. и доп. СПб.: Наука, 1999.


[1] Повесть Временных Лет. [2] Сокращ. – Повесть Временных Лет. [3] Петровский С. Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного. СПб. 2003. С. — 183 [4] Генезис (греч. — genesis) — происхождение, становление и развитие, результатом которого является определенное состояние изучаемого объекта. [5] Васильевский В.Г. Два письма Византийского императора Михаила VII Дуки к Всеволоду Ярославичу. Труды Т.2, СПб., 1909. С — 11. [6] Малышевский И. Сказание о посещении Русской страны святым апостолом Андреем// Труды Киевской Духовной Академии. Т.2. №6 1888. С.-301-350. [7] РЕЦИПИЕНТ (от лат. recipientis — получающий) — субъект (читатель, зритель, слушатель), воспринимающий адресованное ему сообщение. [8] Andreas, cum Scythis ас Thracibus praedicasset (ZK’ueau; Kcci Орйксси; KTfpvfcis), cruxi affixus est Patris in Achaia, rectus in olea arbore, ibique sepelitur (Maxima biblioth. vetemm patrum. 3. 265. Lugduni, 1677 [216]). Цит. по: Макарий( Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т 1. С-6. [9] Apostoli et discipuli Domini et Salvatoris nostri, per universum orbem dispersi, Evangelium praedicabant. Et Thomas quidem, ut a maioribus traditum accepimus (ш; ri KocpoiSoxfv; nepisxe), Parthiam sortitus est (eu^ev), Andreas vero Scythiam, Johanni Asia obvenit (Eusebii Histor. eccles. III. Cap. 1 [191]). «Biblioth. Photii, cod. CXXI [246]. Цит. по: Макарий( Булгаков), митр. Истор. Рус. Церкви. Т 1. С.- 6. [10] Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. I. М., 1994. С. 7 [11] Васильевский В.Г. Труды. С. 213- 214


Опубликовано 12.12.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter