Великий молитвенник земли Русской родился 3 мая в 1314 или 1319 году в селе Варницы (под Ростовом Великим) от благочестивых и знатных родителей – бояр Кирилла и Марии.
Ещё во чреве матери будущий подвижник трижды возгласил в церкви во время Литургии, славя Святую Троицу. С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не вкушал материнского молока, мяса он не ел всю жизнь. При крещении мальчик был наречен Варфоломеем. Когда ему исполнилось семь лет, родители отдали отрока учиться грамоте, но она не давалась ему, пока однажды он не встретил ангела, явившегося в образе старца-монаха, который помолился и благословил его. С тех пор юный Варфоломей стал преуспевать в учебе и погрузился в изучение Божественных книг. Он не любил детских игр, не любил шуметь и смеяться – его любимым занятием была молитва и посещение церкви. Он ел один только хлеб и воду, а по средам и пятницам не ел ничего, так что все удивлялись такому воздержанию и благочестию отрока.
В 1328 году родители Варфоломея переселились в Радонеж, где будущий святой продолжал свои молитвенные подвиги. После смерти родителей Варфоломей ушёл в Хотьково-Покровский монастырь, где был иноком его брат Стефан. Они вместе ушли в глухой Радонежский бор, где стали вести самую строгую монашескую жизнь, основали пустынь на берегу реки Кончуры и построили деревянную церковь во имя Святой Троицы. Однако Стефан скоро покинул Варфоломея, принявшего 7 октября 1337 года постриг с именем Сергий. Подвиг преподобного не остался не замеченным – постепенно вокруг него собирались те, кто искал иноческой жизни. Их число быстро увеличивалось, и таким образом основалась обитель. Первым игуменом нового монастыря был Митрофан, а вторым – Сергий.
В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский патриарх Филофей обратил на неё внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой, восхваляя преподобного Сергия за его подвижничество, советовал ввести в основанном монастыре строгое общинножитие (строгий общежительный устав). Преподобный последовал этому совету и с благословения митрополита Алексия ввел общинножительный устав.
Преподобный Сергий умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял погрязших в кровавых междоусобицах князей. Только благодаря его стараниям все они соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец сам воодушевил великого князя, предсказал ему победу и как свое благословение послал в княжеское войско монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой духом видел весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же служил панихиды. В 1389 году Димитрий Донской пригласил святого Сергия скрепить духовное завещание, узаконявшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Преподобный Сергий сподобился великих даров Божиих. Всегда, когда он совершал Литургию, вместе с ним служил ангел.
Однажды во время Литургии его ученик Симон увидел, что по святому престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая служащего Сергия, так что святой был объят пламенем с головы до ног. А когда Преподобный приступил к принятию Христовых Тайн, огонь поднялся и, свившись как бы в некую дивную пелену, погрузился в святую чашу. Множество чудес совершалось по его молитвам: он наставлял заблудших, воскрешал мёртвых, и все, с верою к нему приходящие, какими бы ни страдали болезнями, получали телесное здоровье. Однажды ночью блаженный Сергий стоял перед иконою Пречистой Богородицы и, глядя на святой лик Её, молился: «Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа, заступница и крепкая помощница человеческому роду, будь ходатаицей за нас недостойных, молись всегда Твоему Сыну и Богу нашему, да призрит на святое сие место. Тебя, Матерь сладчайшего Христа, призываем на помощь рабы Твои, ибо Ты для всех пристанище и надежда». Внезапно послышался голос: «Се грядет Пречистая». Святой вышел из кельи, и здесь его осиял великий свет, ярче солнечного сияния, и он сподобился узреть Пречистую, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Необычайный блеск окружал Богоматерь.
Не вынося неземного сияния, святой пал ниц. Пречистая же прикоснулась к нему и сказала: «Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя, ибо услышаны твои молитвы об учениках. Не скорби больше об обители своей: отныне она будет иметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего».
Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал ещё несколько обителей. Многие благочестивые мужи просияли славою в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями: его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси.
Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, а в 1452 году он был причислен к лику святых. И по сие время он подает благодатную помощь всем, кто с верой и молитвой притекает к его святым мощам, покоящимся в Троице-Сергиевой Лавре.
7 духовных наставлений Игумена земли Русской
- «Внимайте себе, братие, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие, и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру, чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и второе пришествие» (Рукоп. Новг. Соф. библ. № 1157–1072. –)
- «Ни о чем бесполезном, не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от Него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим».
- «Любовью и единением спасемся».
- «…Смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».
- «Без испытаний и бед не проходит жизнь человеческая и не бывает спасения души. Испытания посылаются за грехи в назидание, их надо мужественно и терпеливо переживать».
- «Желаю лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать, но боюсь суда Божия, не знаю, что угодно Богу; святая воля Господня да будет!»
- «Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера; без веры угодить Богу невозможно. Но вера православная, основанная на учении апостолов и отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения».