Счастье. Общее ли это понятие для всех людей или его природа разнообразна? Что такое счастье для православного человека? Как стать счастливым? Автор размышляет над вопросом, ответ на который ищет каждый человек.
Как счастлив тот, кто верит свято В ученье чистое Христа. Его душа, как даль заката, И безмятежна, и чиста. Всем сердцем ощущая Бога, Влекомый к светлым небесам, Он говорит: «Где Бог — там счастье, Бог в Небесах — и счастье там». (Ν)
Человеческое счастье. Часто ли мы о нем задумываемся? Пожалуй, да! Мы говорим «счастье» и вспоминаем запах вынутого из русской печки свежего ржаного хлеба, который томится под льняным полотенцем по-соседству с кружкой парного молоко, выманивая нас с кровати ранним утром. Вглядываясь в жизнь, мы порой делаем прыжок выше головы и наперекор нескончаемому потоку дел останавливаем время. Мы садимся у дороги на закате дня и долго смотрим на поле спелой пшеницы, тонущей в шафрановых лучах утомленного солнца, и понимаем, что однажды с нами это уже случалось и мы были счастливы.
Вероятно, у каждого из нас в библиотеке воспоминаний найдутся лоскутки светлых мгновений, которые образуют ткань нашего счастья. Мы поем ему дифирамбы, сочиняем стихи, ищем с помощью увеличительного стекла жизненной близорукости и в итоге находим. Весь наш путь, длиною в жизнь, устремляется на поиск того, к чему стремилось все человечество со времен Адама. И тут справедливо возникает вопрос, что такое счастье? Общее ли это понятие для всех людей, или его природа разнообразна?
Сама тайна слова содержит в себе ответ, поскольку корень слова «с-часть-е» — «часть». Значит, мы сами определяем, чьей «частью» нам стать. В нашей свободе выбора действует сознательное приобщение к той природе счастья, которое ищет наша душа. Но всегда ли эта природа приносит нам пользу, приводя к желанному состоянию? Зачастую нет. Довольно простейшего примера. Богатство и власть, которые мыслятся многими людьми как счастье, можно превратить в два мощных рычага, способных приводить в движение мертвое тело «гедонистической машины», эгоистичной и серой, труп которой разлагается параллельно ее «соу-част-нику». Печальная альтернатива, обреченная на одиночество и горечь утраты любви. Ликование бедняка, нашедшего завалявшийся рубль в прорехе старого пиджака, куда более наполнит душу радостью, нежели мрамор холодных стен жадного сноба, который «купил птицу в золотой клетке». На этом фоне радужней выделяется вторая позиция соу-част-ия, построенная на власти и богатстве, но направленная в русло творческого созидания. Помощь детским приютам, домам престарелых и всем тем, кого Господь Иисус Христос называет Своими «меньшими братьями» в Евангелии (Мф 25:34-40), дает подлинное понимание феномена счастья, наполняющего душу тихой радостью и покоем.
Эта маленькая зарисовка – одна из многих, с которыми мы сталкиваемся ежедневно на перекрестках дорог нашего существования. Жизнь человеческая проходит. «…Во рту у муравьёв текут, дробятся лики красавиц и царей, забытых под землёй…» (Тимур Зульфикаров). Портные и короли, кухарки и принцессы лежат в одних культурных слоях почвы и пред Богом предстают в равном достоинстве. Вынесет ли человек из этой земной жизни сосуд добрых дел, зависит от него.
Извечный выбор нависает над нами каждую минуту. Свобода – это великое благо, дарованное Богом вечно странствующему человеку, но вместе с тем и большая ответственность, от которой зависит будущее нас самих и наших ближних. Свобода проникает в ткань нашего счастья, деятельно влияет на него, придавая шаг за шагом оттенки, которые нас либо преображают, либо помрачают. И здесь разумно задаться вопросом, где находится тот Маяк, на который должна ориентироваться наша разумная и свободная воля, которая жаждет счастья любыми возможными способами? Он здесь. Прислушайтесь. Не отходите далеко. Он всегда светит Фаворским светом надежды. Вспомните минуту полной безнадежности в жизни, и вы узнаете, чьим Именем тогда билось ваше сердце. В час, когда свинцовые облака килограммами ложились на плечи, когда корабль нашего эфирного счастья погружался в пучину самолюбия и оставленности, тогда сквозь разрушенную стену самонадеянности нашего сердца проходил Свете Тихий.
Да, именно Бог на протяжении многих лет призывает разделить с Ним наше счастье. Без Него оно тускнеет, теряет свой смысл и безупречность. Вся христианская жизнь освящена радостью во Христе. Мы делимся с Ним нашими тайнами в молитве, открываем падения на исповеди, наша душа поет благодарностью на венчании и скорбит тихой грустью при погребении усопших. Он врачует каждое откровение человеческой немощи здесь и сейчас, Он хочет, чтобы мы придавали все в Его могучую волю. Человек один не в силах слепить хрустальный сосуд своей души, который он тщетно пытается заполнить елеем счастья, пребывая в духовной слепоте. Робкие шаги без Бога всегда смешаны с падением, от которых страдает все существо. Грузинский поэт Акакий Церетели в своем стихотворении пишет:
«Я в желчь и боль мешаю слезы И в горький уксус горный мед, И вот зависимо от дозы Душа то плачет, то поет… Равно на розу и терновник Садится с песней соловей: Так я ль причина, я ль виновник Столь сладкой горечи своей?»
Каждая попытка нашей самости выльется в карикатуру, которая, не удержавшись на песочном основании, со звоном будет падать и разбиваться до тех пор, пока мы не позволим к ней прикоснуться Великому Мастеру, Который находится выше людской близорукости.
Счастье в православном понимании – это блаженство. Вот уже на протяжении двух тысяч лет со страниц Евангелия доносится до нас Нагорная проповедь Господа, в которой Он дает нам понятие истинного блаженства (Мф 5:3-12). Оно соединено со страданиями, но ведь и Христос страдал; оно соединено с гонениями, но ведь и Спасителя не принимали. Руда способна заблистать очищенным золотом лишь пройдя через горнило. Если мы пускаем Христа в свою жизнь, то должны принять Его полностью. Счастье, заключенное в пределах земной жизни, скоротечно и тленно, но если мы ищем его за пределами земного странствования, тогда «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:12). Через при-част-ие и стяжание Духа Святого христианин становится причастным Богу: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин 15:4). Это и есть настоящее, вневременное, вечное счастье, которое начинается в этом мире, но в полноте бывает в Царствии Небесном.
«Царствие Божие внутри вас есть», – говорит Иисус Христос. Обручив свою свободу заповедям Евангелия, человек приобщается к нему еще здесь, при жизни. Уникальность свободы бытия на земле дает возможность заложить основание в душе либо для рая, либо для ада. Блажен тот, кто настроит струны своей души по камертону божественного зова.
Призывая каждого из нас в радость счастья богообщения, Христос обращает сугубо наше внимании на любовь людей между собой. Эта любовь не веет холодом формальности, сущность ее природы жертвенна и деятельна. Это скорее не функция, не заданный алгоритм действия личности, а свободное состояние души, которая находит свой источник любви в Боге и отражает его ближним. Остановившись однажды в круговороте времени, зададимся вопросом: «Нашли ли мы радость в жизни?» И когда услышим ответ, переспросим себя: «Наша жизнь принесла радость другому человеку?» (Морган Фриман, художественный фильм «Пока не сыграл в ящик»).
Человеческое счастье! Как громко звучит эта фраза среди людей, которые были до нас и которые будут после нас. Ты принесешь человеческому сердцу покой и радость, если будешь иметь свое начало в Боге. Да, в Боге, Который создал все в пользование и покорение венцу своего творения – человеку. Давайте будем благодарны Творцу, который наделил нас еще при жизни безмерным счастьем Своей любви и даром созерцания чудес созданного Им мира.
Так «…неужели в самом деле можно быть несчастным? О, что такое мое горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его!…а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребенка, посмотрите на Божию зарю, посмотрите на травку, как она растет, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и так вас любят…!» (Ф.М. Достоевский «Идиот»).