Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Сегодня за богослужением мы слышали фрагмент из послания апостола Павла к Римлянам. В данном отрывке апостол Павел говорит о христианской надежде.
В христианском контексте надежда — это упование на вечную жизнь, в которой человек будет подобным Богу (1 Ин 2:25; 3:2). Такая надежда возникает тогда, когда человек, несмотря на все обстоятельства жизни, иногда трудные, а порой и невыносимые, терпеливо, с любовью к Богу полностью доверяет Его обетованию, которое исполнилось в воскресении Иисуса Христа из мертвых.
Таким образом, терпение, любовь, доверие и надежда являются различными сторонами сложного, но единого духовного пути к вечной жизни, к новому Божьему творению.
Рассматривая историю богоизбранного народа, мы увидим, что его представление о надежде постепенно менялось. Изначально надежду на счастливое будущее Израиль ассоциировал с материальными благами.
Так, патриарх Авраам через доверие к Богу надеялся на землю и многочисленное потомство.
В книгах Премудрости мы встречаем новый этап ветхозаветной надежды. Размышляя над страданиями праведника, израильские мудрецы приходят к вере в личное воздаяние после смерти.
В опыте иудейских мистиков надежда полностью утоляется присутствием Бога в страдании и смерти. Так, смерть теряет свое значение, потому что надежда устремляется в будущую жизнь.
Таким образом, иудейские ожидания времени Иисуса Христа были различными. Эти чаяния сосредотачивались на Боге и на Израиле, духовной и материальной, вечной и земной жизни. Иудейским представлениям о надежде предстояло еще больше очиститься, чтобы принять то будущее, которое осуществится в Иисусе Христе.
В начале своей общественной проповеди Иисус Христос возвещает начало Царства Божия. Однако это царство является духовной реальностью и познается только верой. Поэтому Иисус требует от своих учеников отказаться в своих ожиданиях от всего материального, требует спокойно принимать страдания и даже смерть. Царство Божие, о котором возвещает Иисус, присутствует в настоящем и в то же время есть Царство грядущее. Следовательно, надежда для учеников Христа устремляется теперь единственно к вечной жизни, к ожиданию Сына Человеческого. Таким образом, Иисус Христос есть надежда Церкви. Ядром всех новозаветных писаний является ожидание возвращения Сына Человеческого. Это ожидание требует от учеников Христа бодрствования, сопряженного с непоколебимым терпением в испытаниях и страданиях.
Однако надежда Церкви радостна, несмотря на страдания, потому что слава и величие будущего настолько велики, что распространяются уже на настоящее. Апостол Петр говорит, что никакая надежда на земные блага не может сравниться с надеждой стать причастником Божеского естества.
Ярким примером осуществления христианской надежды является жизнь святого апостола Павла. Всю свою жизнь после обращения апостол Павел проповедовал Воскресшего Христа. Он надеется на Него, несмотря ни на какие страдания, опасности и даже смерть. Апостол знает, что его надежда и награда — Христос.
Каждый человек сталкивается в своей жизни с различными трудностями, страданиями, и, в конце концов, со смертью, которая обессмысливает всякую человеческую надежду. Встречаясь с этой загадкой человеческой жизни, человек испытывает страх, ужас и отчаяние от того, что он исчезнет. Однако христианин, который твердо и уверенно надеется на Воскресение Христово, на новое Божие творение, может преодолеть все эти жизненные трудности с внутренней радостью и спокойствием потому, что он знает, что его ждет светлое будущее, в котором не будет страдания и смерти. Весть о Воскресении Христовом является краеугольным камнем, на котором основывается христианская надежда на обретение жизни в будущем, во всей ее полноте и совершенстве наперекор смерти.
Тот, кто верит и надеется, уже сейчас живет в свете Царства Божия. В Таинстве Евхаристии христианин встречается с Воскресшим Христом и уже здесь на земле предвосхищает парусию. Такой человек живет радостной жизнью, в предвосхищении радостного Дня Господня и может с уверенной надеждой сказать «марана фа» — гряди Господи Иисусе.
Проповедь магистранта I курса библейского отделения академии Георгия Бонки, произнесенная наБожественной литургии в Неделю сыропустную.