Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
В те дни, когда Церковь празднует память Пресвятой Богородицы, за литургией читается известный апостольский отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам. Этот фрагмент является гимном, посвященным Иисусу Христу. В нем говорится о Боговоплощении Слова Божия и его спасительном действии. Бог являет Себя в человеческой плоти и открывает Себя не в слове сказанном, и даже не в слове написанном, но в Слове Божием воплотившемся, в величайшей Личности — Иисусе Христе, который жил среди людей, пострадал и умер, был воскрешен и вознесен на небеса. Вот этим событиям, которые перевернули мировую историю, и посвящен данный отрывок.
Гимн делится на две части. В первой части говорится о снисхождении Иисуса к смерти, а во второй — о вознесении Его в славу.
«Он, будучи образом Божиим». Этот стих отсылает нас к библейскому рассказу о сотворении человека (Быт 1:27), и тем самым намечается сравнение Иисуса как второго Адама с первым Адамом. Таким образом, жизнь Иисуса Христа рассматривается как воссоздание человека, как новое творение.
Далее тема творения и сравнение двух Адамов продолжается. Первый Адам захотел стать равным Богу путем хищения, то есть незаконным, запрещенным Богом путем, путем воровства. Иисус как второй Адам не идет по этому пути. «Он не почитал хищением быть равным Богу», но наоборот, будучи воплощенным Богом, «Он уничижил Себя Самого приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти крестной». Первый Адам направился по пути гордости и самонадеянности, он отверг Бога в деле своего спасения, поэтому и умер. Второй Адам пошел по пути самоотречения и послушания Богу. Иисус, будучи воплощенным Сыном Божиим, предвечно существующим, уничижил, истощил Себя Самого. Сын Божий принимает на себя условия тварного ограниченного бытия, Он живет среди людей, разделяя с ними различные трудности и страдания земного бытия. Кульминацией этого кенозиса стала ужасная и позорная смерть на кресте. Крестная смерть Богочеловека Иисуса Христа является крайним самоотречением Бога, живущего в небесной славе. В смерти на кресте апостол Павел видит проявление Божественной силы и Премудрости. Именно в этом Божественном истощании апостол понимает решающее событие спасения человека.
В отличии от первого Адама Иисус был послушным Богу и доверял Ему даже в смерти на кресте, «Поэтому Бог превознес Его и дал ему имя выше всякого имени». Бог превознес Иисуса превыше всего. Иисус стал Превознесенным. В Ветхом Завете такой статус мог иметь только Бог, и это означает, что поклонение, подобающее только Богу, который является превыше всего, отныне относится к Иисусу Христу, в котором Бог проявил себя.
Статус превознесенного Иисуса подтверждает Имя, которое Бог дал Иисусу. Это имя Кириос, Господь, за которым стоит то исключительное, ветхозаветное Имя Божие — священная тетраграмма – которое относилось только к Богу Израиля.
Человеку дается Имя Божие, перед которым преклоняется всякое колено небесных (то есть ангелов), живущих на земле и преисподних (то есть душ почивших).
Всякий язык будет исповедовать, что Иисусу Христу, воплощенному Сыну Божию, принадлежит Имя Божие. Но когда же произойдет исповедание Иисуса Господом всеми народами? Это произойдет в конце времен, когда скрытая сегодня Слава Богочеловека Иисуса Христа будет явлена. А теперь только верующие знают: «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим 10:9).
Проповедь магистранта 2 курса библейского отделения академии Георгия Бонка, произнесенная 22 сентября 2012 года на Литургии в главном соборе Коневского Рождество-Богородичного монастыря.