Грузинская икона Богородицы.

Грузинская икона Богородицы.

4 сентября по новому стилю Церковь чтит Грузинский образ Пресвятой Богородицы. История чтимых списков с иконы Грузинской Божией Матери славно дополняет предание о самом чудотворном образе. Многочисленные чудеса и исцеления от святыни подвигли благочестивых жителей города Москвы сделать точные копии с иконы, три из которых впоследствии прославились чудотворениями. Аспирант СПбПДА Сергей Забавнов рассказывает о Раифском списке чудотворной иконы.

В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Многие христианские святыни были похищены и многие проданы русским купцам, бывшим в Персии. Так, Грузинская икона Божией Матери попала к некоему купцу Стефану, который благоговейно хранил ее. В то время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа так оттого, что построена на гористом и мрачном месте, издревле называвшемся Черная гора; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). По прибытии иконы в монастырь начались чудесные исцеления. В 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона было установлено празднование иконе «ради чудес ее» в день принесения в монастырь. В 1698 г. было постановлено каждый год этот образ приносить в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости»; также икону носили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь, на Лену.

Икона исчезла после закрытия обители (1920-1922), позже возвращена в монастырь: в отчете 1946 г. в Московскую Патриархию епископа Архангельского Леонтия (Смирнова) упоминается о том, что образ Грузинской носили во время крестного хода, который совершался в 1946 г. в Архангельске, но был ли это подлинник, или же шествия совершались со списком неизвестно, так же как неизвестна и дальнейшая судьба иконы.

Утрата подлинника Грузинской иконы Красногорского монастыря отчасти возмещается списками, известными в России, многие из которых почитаются как чудотворные и чтимые. Особо почитаются списки, находящиеся в Москве: в церкви Святой Троицы в Никитниках, в церкви святителя Мартина Исповедника, в храме Воскресения Христова в Сокольниках и др.

Но, пожалуй, наиболее почитаемый список Грузинской иконы Божией Матери на сегодняшний день находится в Раифском Богородицком мужском монастыре Казанской епархии.

В Казанский край список попал в 1661 году. Лаврентий, митрополит Казанский при назначении на кафедру привез с собой этот образ в Казань из Красногорского монастыря в Казань. Дело в том, что владыка Лаврентий, живший в Важском монастыре, находившемся менее чем в 100 верстах от Черногорского (по северным меркам расстояние совсем небольшое), очень почитал Грузинскую икону. Став казанским митрополитом, он направил в Черногорский монастырь иконописца, который сделал точный список с древней иконы. Уже в 1662 году она была помещена в Раифском монастыре, скоро прославилась благодаря многочисленным чудесам и стала почитаться не меньше, чем подлинник.

Грузинская икона Богородицы

Грузинская-Раифская икона Божией Матери

С появлением иконы в Раифском монастыре изменилась жизнь в тогда еще молодой епархии. Казань стала неким уделом Пресвятой Богородицы, освящённая образами Пречистой: Казанской, Седмиезерной и Грузинской. Все три образа почитались верующими губернии. С ними совершались крестные ходы, сопровождавшиеся чудесами.

Грузинскую-Раифскую икону ежегодно в течение двух недель обносили по окрестностям обители, с крестным ходом шли на остров-град Свияжск к вечернему богослужению, а на следующий день — на реку и вокруг города. К 22 августа святыню возвращали в Раифскую пустынь. Такие шествия изменили географию окрестностей монастыря. В тех местах, где проносили Чудотворную, ставили часовни, поклонные кресты. До сих пор одно из близлежащих сел сохранило свое название — «Грузинское». Не без влияния в епархии новые храмы освящались в честь Грузинской иконы Божией Матери (например, в с. Осиново). В самой Раифской пустыни по проекту М. П. Коринфского в 1835-1842 был построен одноименный иконе храм для всегдашнего молитвенного поклонения образу Небесной Царицы.

Грузинская икона Богородицы

Храм Грузинской иконы Божией Матери в Раифском монастыре

Изменения даже претерпели богослужебные тексты. Тропарь Грузинской («Днесь светло красуется обитель Красногорская, яко зарю солнечную…»), написанный по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) в 1698 г. смотрителем Московской типографии Ф. Поликарповым дополнился прославлением Раифы: «Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пустыня…».

Грузинская икона Богородицы

Раифский монастырь под Казанью

Так же как первообраз и последующие списки, этот список был украшен богатой ризой. Икона сохранилась после закрытия монастыря, благодаря благочестивым людям и сохранялась до ее возвращения в родной монастырь в Казани в храме Ярославских чудотворцев. В годину лютых испытаний на Церковь в начале ХХ века, когда на казанской кафедре находился митрополит Кирилл (Смирнов) огромное количество позолоченных окладов с камнями (в том числе и оклад Грузинской иконы) было конфисковано.

С возрождением Раифского монастыря в 90-х гг. XX в. икона была возвращена в обитель и поставлена в церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, где находится до сих пор.

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пустыня, яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианскаго.

Кондак, глас 8

Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери, благодарственная пения приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.


 Забавнов С.

Источники и литература:

1. 4 сентября – празднование Грузинской иконы Божией Матери. [Электрон, ресурс]. — URL: http://ilynka.prihod.ru/news/guid/1118242 (03.09.2013).

2. Васильев А. Исторический очерк Красногорского монастыря Архангельской губернии Пинежского уезда. СПб., 1880.

3. Грузинская икона Божией Матери в Раифе. [Электрон, ресурс]. — URL: http://ilynka.prihod.ru/raifskijj_monastyr/view/id/1171118 (03.09.2013).

4. Гусева Э. К. Грузинская икона Божией Матери. // Православная энциклопедия. – М.: Православная энциклопедия, 2008.- Т. 13. – С. 188-190.

5. Икона Божией Матери «Грузинская». Интернет-ресурс: [Электрон, ресурс]. — URL: http://www.deva-maria.ru/index PHP?option=com_content&view=article&id=164:ikona-bozhiei-materi-gruzinskaya&catid=30:ikona&Itemid=3 (03.09.2013).

6. Липаков Е.В. Архипастыри Казанские. Казань. 2007.

7. Макарий (Миролюбов), архиеп. Историческое описание Красногорского монастыря. М., 1880.


Опубликовано 04.09.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter