4 сентября по новому стилю Церковь чтит Грузинский образ Пресвятой Богородицы. История чтимых списков с иконы Грузинской Божией Матери славно дополняет предание о самом чудотворном образе. Многочисленные чудеса и исцеления от святыни подвигли благочестивых жителей города Москвы сделать точные копии с иконы, три из которых впоследствии прославились чудотворениями. Аспирант СПбПДА Сергей Забавнов рассказывает о Раифском списке чудотворной иконы.
В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Многие христианские святыни были похищены и многие проданы русским купцам, бывшим в Персии. Так, Грузинская икона Божией Матери попала к некоему купцу Стефану, который благоговейно хранил ее. В то время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа так оттого, что построена на гористом и мрачном месте, издревле называвшемся Черная гора; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). По прибытии иконы в монастырь начались чудесные исцеления. В 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона было установлено празднование иконе «ради чудес ее» в день принесения в монастырь. В 1698 г. было постановлено каждый год этот образ приносить в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости»; также икону носили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь, на Лену.
Икона исчезла после закрытия обители (1920-1922), позже возвращена в монастырь: в отчете 1946 г. в Московскую Патриархию епископа Архангельского Леонтия (Смирнова) упоминается о том, что образ Грузинской носили во время крестного хода, который совершался в 1946 г. в Архангельске, но был ли это подлинник, или же шествия совершались со списком неизвестно, так же как неизвестна и дальнейшая судьба иконы.
Утрата подлинника Грузинской иконы Красногорского монастыря отчасти возмещается списками, известными в России, многие из которых почитаются как чудотворные и чтимые. Особо почитаются списки, находящиеся в Москве: в церкви Святой Троицы в Никитниках, в церкви святителя Мартина Исповедника, в храме Воскресения Христова в Сокольниках и др.
Но, пожалуй, наиболее почитаемый список Грузинской иконы Божией Матери на сегодняшний день находится в Раифском Богородицком мужском монастыре Казанской епархии.
В Казанский край список попал в 1661 году. Лаврентий, митрополит Казанский при назначении на кафедру привез с собой этот образ в Казань из Красногорского монастыря в Казань. Дело в том, что владыка Лаврентий, живший в Важском монастыре, находившемся менее чем в 100 верстах от Черногорского (по северным меркам расстояние совсем небольшое), очень почитал Грузинскую икону. Став казанским митрополитом, он направил в Черногорский монастырь иконописца, который сделал точный список с древней иконы. Уже в 1662 году она была помещена в Раифском монастыре, скоро прославилась благодаря многочисленным чудесам и стала почитаться не меньше, чем подлинник.
С появлением иконы в Раифском монастыре изменилась жизнь в тогда еще молодой епархии. Казань стала неким уделом Пресвятой Богородицы, освящённая образами Пречистой: Казанской, Седмиезерной и Грузинской. Все три образа почитались верующими губернии. С ними совершались крестные ходы, сопровождавшиеся чудесами.
Грузинскую-Раифскую икону ежегодно в течение двух недель обносили по окрестностям обители, с крестным ходом шли на остров-град Свияжск к вечернему богослужению, а на следующий день — на реку и вокруг города. К 22 августа святыню возвращали в Раифскую пустынь. Такие шествия изменили географию окрестностей монастыря. В тех местах, где проносили Чудотворную, ставили часовни, поклонные кресты. До сих пор одно из близлежащих сел сохранило свое название — «Грузинское». Не без влияния в епархии новые храмы освящались в честь Грузинской иконы Божией Матери (например, в с. Осиново). В самой Раифской пустыни по проекту М. П. Коринфского в 1835-1842 был построен одноименный иконе храм для всегдашнего молитвенного поклонения образу Небесной Царицы.
Изменения даже претерпели богослужебные тексты. Тропарь Грузинской («Днесь светло красуется обитель Красногорская, яко зарю солнечную…»), написанный по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) в 1698 г. смотрителем Московской типографии Ф. Поликарповым дополнился прославлением Раифы: «Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пустыня…».
Так же как первообраз и последующие списки, этот список был украшен богатой ризой. Икона сохранилась после закрытия монастыря, благодаря благочестивым людям и сохранялась до ее возвращения в родной монастырь в Казани в храме Ярославских чудотворцев. В годину лютых испытаний на Церковь в начале ХХ века, когда на казанской кафедре находился митрополит Кирилл (Смирнов) огромное количество позолоченных окладов с камнями (в том числе и оклад Грузинской иконы) было конфисковано.
С возрождением Раифского монастыря в 90-х гг. XX в. икона была возвращена в обитель и поставлена в церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, где находится до сих пор.
Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пустыня, яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианскаго.
Кондак, глас 8
Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери, благодарственная пения приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Забавнов С.
Источники и литература:
1. 4 сентября – празднование Грузинской иконы Божией Матери. [Электрон, ресурс]. — URL: http://ilynka.prihod.ru/news/guid/1118242 (03.09.2013).
2. Васильев А. Исторический очерк Красногорского монастыря Архангельской губернии Пинежского уезда. СПб., 1880.
3. Грузинская икона Божией Матери в Раифе. [Электрон, ресурс]. — URL: http://ilynka.prihod.ru/raifskijj_monastyr/view/id/1171118 (03.09.2013).
4. Гусева Э. К. Грузинская икона Божией Матери. // Православная энциклопедия. – М.: Православная энциклопедия, 2008.- Т. 13. – С. 188-190.
5. Икона Божией Матери «Грузинская». Интернет-ресурс: [Электрон, ресурс]. — URL: http://www.deva-maria.ru/index PHP?option=com_content&view=article&id=164:ikona-bozhiei-materi-gruzinskaya&catid=30:ikona&Itemid=3 (03.09.2013).
6. Липаков Е.В. Архипастыри Казанские. Казань. 2007.
7. Макарий (Миролюбов), архиеп. Историческое описание Красногорского монастыря. М., 1880.