На истине бессмертия Божественный Основатель христианства останавливался особенно часто и с особенною силою и выразительностью внушал ее своим последователям. Она – основа всего христианства; из нее и при ней только получают силу и устойчивость права и обязанности человека, проповеданные Евангелием. Но если бы эта истина после Христа осталась только в том виде и на той степени доказательности, как она изложена в Его речах и беседах, она не более значила бы потом в истории мира, чем после предсмертных разговоров о ней Сократа со своими учениками. Она осталась бы бесплодной философией, и христианство никогда не произвело бы в мире тех перемен, какие оно произвело, у него не было бы ни горячих проповедников, ни мучеников и исповедников. «По рассуждению человеческому», – писал наиболее ревностный из апостолов, «когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор 15:32).
«Вы знаете», – сказал Спаситель двум ученикам своим, просившим Его о первых начальственных местах в Его Царстве, – «что почитающиеся князьями народов господствуют над ними и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет всем рабом» (Мк 5:42-43). Правило это так ясно, так просто, что, казалось бы, бери его и прилагай к делу все начальствующие в христианских обществах; притом оно так прямо вытекает из закона любви к ближним. Но род человеческий скоро, именно спустя три века по провозглашении правила, забыл о нем и забыл надолго. И вот в Англии, передовой нации в деле развития христианской цивилизации, лучший ее историк высказывает следующие замечательные суждения об одном государственном человеке, вышедшем из управления государства и отдавшемся ученым занятиям. «Мы от души поздравляем его с этой переменой, которую события заставили его сделать, и которую, как она им выгодна, не многие способны сделать. Он имеет на наш взгляд мало причин завидовать тем, которые остались заниматься делами управления. Отказываясь для должности от свободы в выборе занятий, проводя ночи без сна, эти последние могут надеяться сохранить то труженическое, возбуждающее ненависть и строго сторожимое рабство, которое как бы в насмешку называется властью». Итак, по прошествии восемнадцати веков, после разнообразных видоизменений в отношениях правителей к управляемым, современный историк, высказывая, как последний результат общественного развития христианской Европы, свой взгляд и взгляд своей родины на власть, называет власть рабством. Движение истории или логика событий ставили власть в Англии почти в тоже положение, в какое поставил ее Спаситель. Говорим: «почти», потому что в тоне Миколея слышится еще досада на это служебное отношение власти к подчиненным, – досада, может быть, на утрату властью прежних ее прав, прав языческих, а может быть досада и на то, что власть теперь действительно затрудняется в лучших своих намерениях завистливыми или недоверчивыми подвластными. Как бы то ни было, но правило евангельское выше, власть по началам евангельской любви к Богу и ближним не тяготилась и не должна тяготиться этим рабским служением благу ближним, а совершает оное с радостью из любви к ним. Это, впрочем, один из многочисленных примеров согласия последних результатов европейской жизни и науки с правилами христианства. От этого небольшого отступления возвращаемся к новому закону и новой свободе.
И так для мира и человека прошли бы бесследно и высочайшая личность галилейского Учителя и великие истины, проповеданные Им, если бы тело Его осталось в гробе Иосифа Аримафейского. Судьбы мира и человека, ход истории были бы тогда совсем другие, которых мы определить, конечно, не в силах. Именно с факта воскресения великая истина личного бессмертия получает новый характер, приобретает влияние на политический и общественный строй народов, – влияние дотоле неизвестное миру…
(продолжение следует…)
// Христианское чтение. – 1874. – № 3. – С. 397-401
И.А. Предтеченский. Иисус Христос и история человечества (1 часть)
И.А. Предтеченский. Иисус Христос и история человечества (2 часть)