И.А. Предтеченский. Иисус Христос и история человечества (Часть 3)

история человечества

«Вы знаете», – сказал Спаситель двум ученикам своим, просившим Его о первых начальственных местах в Его Царстве, – «что почитающиеся князьями народов господствуют над ними и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет всем рабом» (Мк 5:42-43). Правило это так ясно, так просто, что, казалось бы, бери его и прилагай к делу все начальствующие в христианских обществах; притом оно так прямо вытекает из закона любви к ближним. Но род человеческий скоро, именно спустя три века по провозглашении правила, забыл о нем и забыл надолго. И вот в Англии, передовой нации в деле развития христианской цивилизации, лучший ее историк высказывает следующие замечательные суждения об одном государственном человеке, вышедшем из управления государства и отдавшемся ученым занятиям. «Мы от души поздравляем его с этой переменой, которую события заставили его сделать, и которую, как она им выгодна, не многие способны сделать. Он имеет на наш взгляд мало причин завидовать тем, которые остались заниматься делами управления. Отказываясь для должности от свободы в выборе занятий, проводя ночи без сна, эти последние могут надеяться сохранить то труженическое, возбуждающее ненависть и строго сторожимое рабство, которое как бы в насмешку называется властью». Итак, по прошествии восемнадцати веков, после разнообразных видоизменений в отношениях правителей к управляемым, современный историк, высказывая, как последний результат общественного развития христианской Европы, свой взгляд и взгляд своей родины на власть, называет власть рабством. Движение истории или логика событий ставили власть в Англии почти в тоже положение, в какое поставил ее Спаситель. Говорим: «почти», потому что в тоне Миколея слышится еще досада на это служебное отношение власти к подчиненным, – досада, может быть, на утрату властью прежних ее прав, прав языческих, а может быть досада и на то, что власть теперь действительно затрудняется в лучших своих намерениях завистливыми или недоверчивыми подвластными. Как бы то ни было, но правило евангельское выше, власть по началам евангельской любви к Богу и ближним не тяготилась и не должна тяготиться этим рабским служением благу ближним, а совершает оное с радостью из любви к ним. Это, впрочем, один из многочисленных примеров согласия последних результатов европейской жизни и науки с правилами христианства. От этого небольшого отступления возвращаемся к новому закону и новой свободе.


Опубликовано 04.01.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter