Биография Святейшего Патриарха Алексия II неотделима от послевоенных лет Ленинградской Академии и Семинарии. Своей жизнью и служением он в полной мере подтвердил оправданность усилий тех, кто в 1946 году возобновил Духовные школы в городе на Неве.
Санкт-Петербургские Духовные школы славны своей историей: с 1917 года трое из пяти Патриархов – Тихон (Белавин), Сергий (Страгородский) и Алексий II (Ридигер) – являлись выпускниками Духовной Академии.
Возобновление духовно-образовательных учебных заведений в послевоенном Ленинграде является выдающейся заслугой митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова).
Открытие Духовных школ состоялось на Покров Божией Матери 1946 года в присутствии Святейшего Патриарха Алексия I. На торжественном акте митрополит Григорий определил назначение возрождающихся школ: «Православному пастырю, как никогда в прошлом, нужна теперь сила богословских знаний, накопленная в трудах прежней Духовной школы, необходимо воспринять это духовное наследие и пустить в жизненное обращение».
В Эстонской епархии о событии знали, что называется, из первых рук, поскольку всем известный таллиннский пастырь протоиерей Иоанн Богоявленский был назначен ректором открывшейся Академии и семинарии.
Когда был объявлен первый набор, юноша из русских эмигрантов, проживавших в Таллинне, Алексей Ридигер состоял на службе в Таллиннском кафедральном соборе в качестве ризничного и алтарного сторожа. Ему было 17 лет. Во время архиерейского служения архиепископа Таллиннского и Эстонского Павла (Дмитровского) он был у него иподиаконом, с детства желал посвятить жизнь служению Церкви.
Паломнические поездки с родителями, в том числе на Валаам, оставили в его сердце глубокий светлый след. Религиозно настроенные родители дали ему воспитание в традициях русского благочестия, дополнив его общей воспитанностью и культурным кругозором.
Желание Алексия отправиться на учебу в Ленинград, чтобы в дальнейшем стать священником, в семье поддержали, несмотря на его юный возраст. Ведь наставниками в Семинарии для него должны были стать хорошо известные семье эстонские пастыри, а назначенный ректором отец Иоанн был с детства духовником Алеши, его законоучителем.
Отец Алексея – священник Михаил Александрович Ридигер – являлся уроженцем Петербурга, поэтому с городом на Неве были связаны многие семейные воспоминания. Наверное, все обстоятельства, сложенные вместе, сыграли роль в принятии решения.
Уже в начале лета отец с сыном были в Ленинграде. Можно предположить, какое сильное впечатление произвело на Михаила Александровича возвращение в город его детства и ранней юности спустя четверть века. Здесь на Бассейной улице (ныне ул. Некрасова) – по соседству с Леушинским подворьем – прежде находилась квартира действительного статского советника Александра Александровича Ридигера – деда будущего Патриарха.
Экзамены Алексей сдал успешно, причем в третий класс Семинарии. По воспоминаниям протоиерея Василия Ермакова, который был в числе поступавших, писали сочинение по Достоевскому, романы которого Алексей прочитал все.
С прочей подготовкой также было все в порядке, но возраст – семнадцать с половиной лет – не прошел мимо внимания тех, кто выполнял тщательный контроль за ходом приема. Когда экзамены шли полным ходом в Совете по делам Русской Православной Церкви вспомнили о декрете 1918 года, запрещавшем давать богословское образование лицам, не достигшим 18 лет.
Бессилен был и ректор – протоиерей Иоанн. Тем не менее, Алексей Ридигер был свидетелем торжественного открытия Академии и семинарии: присутствовал на акте по приглашению ректора. По словам Алексея, он вернулся домой «окрыленный, переполненный самых благостных впечатлений и продолжил службу в таллиннских храмах в качестве иподиакона и псаломщика». Одновременно он продолжил подготовку, потому что решил на следующий год держать экзамены повторно.
Уже 20 марта 1947 года он вновь направляет ректору прошение о поступлении. К этому прошению Алексей приложил автобиографию:
«Родился в 1929 году 23 февраля в городе Таллинне. Отец мой священник – настоятель Таллиннской Рождества Богородицы (Казанской) церкви.
Учился я в Таллиннской 6-й русской средней школе, которую не окончил, выбыв из VIII класса в 1944-1945 учебном году по болезни сердца. С восьми лет я прислуживал в церкви. С переездом архиепископа Таллиннского и Эстонского Павла из Нарвы в Таллинн с 1944 года был его старшим иподиаконом.
С 1 мая 1945 года до 1 октября 1946 года был вторым псаломщиком при Таллиннской Симеоновской церкви. С 1 марта 1947 года – штатный псаломщик Таллиннской Рождества Богородицы (Казанской) церкви, на коем месте состою и в настоящее время».
Экзамены предстояли в начале сентября 1947 года, но Алексей посылает документы, необходимые для поступления, уже в апреле. В начале лета 1947 года протоиерей Иоанн Богоявленский был отозван с поста ректора Духовных школ. 12 июня 1947 года он был пострижен в монашество с именем Исидор, а 22 июня 1947 года в Ленинграде в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Патриархом Алексием I рукоположен во епископа Таллиннского и Эстонского. Уже как епископ Таллиннский он благословил своего иподиакона Алексея в дорогу и на успешную сдачу вступительных экзаменов.
Алексей приехал в Ленинград и вновь держал вступительный экзамен. Поступил сразу в третий класс. На Актовом дне 9 октября 1947 года он уже был полноправным участником торжества.
С поступлением в семинарию постоянным местопребыванием Алексея Ридигера на три года стало общежитие. Для него, выросшего в теплой дружеской атмосфере родного дома, жизнь в бурсе, наверное, давалась внутренне нелегко. Обстановка вокруг семинарии и внутри нее представляла собой резкие контрасты света и тени, но, в конечном итоге, наполняла жизнь лучшими впечатлениями, которые будущий Патриарх пронес через всю жизнь. Лучшее всегда запоминается – так устроен человек.
После войны здание Духовной Академии сильно пострадало. Два года, проведенные Алексеем Ридигером в семинарии – с 1947 по 1949 год – прошли среди стука молотков, запаха цементного раствора, свежих досок и олифы. Занятия на время ремонтных работ не прерывались. Алексей Ридигер прекрасно учился в семинарии, о чем свидетельствует его аттестат о семинарском образовании.
Между тем, ранней весной первого года пребывания в Семинарии он перенес тяжелую болезнь, которая дала осложнение на сердце. Алексея перевели в четвертый класс без сдачи летних экзаменов – по успешным годовым оценкам. В составленной на него характеристике отмечено, что он «является одним из лучших учеников школы. Дисциплинирован и воспитан. Слаб здоровьем. Среди учеников пользуется любовью».
Религиозные чувства ленинградцев послевоенного времени вылились в особенную любовь к академическому храму святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который освятили 8 октября 1946 года. С этого момента наплыв богомольцев в него был огромный. Церковь при Академии служила точкой, где концентрировалась церковно-религиозная жизнь Духовных школ. Здесь неоднократно совершали богослужения Патриарх Алексий I и горячо любимый студенчеством митрополит Ленинградский Григорий. Последний распорядился, чтобы ученики семинарии во время богослужения стояли в храме впереди, возле клироса, и первыми подходили ко Кресту и Евангелию.
В храмовый праздник апостола Иоанна Богослова, 9 октября 1949 года, Алексей Ридигер был посвящен во чтеца.
Академическая церковь была тесно связана с учебными занятиями и, в первую очередь, по церковному пению. Бессменный преподаватель по этому предмету Константин Михайлович Федоров организовал из наиболее талантливых воспитанников хор, который на Пасху 1948 года полностью заменил наемный хор, а в дальнейшем мужской хор Академии высоко ценился любителями церковного пения. К. М. Федоров передал воспитанникам свою любовь к церковному пению. У себя на квартире, в преподавательском флигеле, он ставил возгласы и давал дополнительные уроки пения студенту Алексею Ридигеру.
В конце первого года пребывания в Духовных Академии студент Алексей Ридигер принял решение стать священником и перейти на экстернат. Выпуск семинарии 1949 года был вторым по счету. От предыдущего он отличался тем, что все окончившие семинарию тотчас же подали прошения о зачислении в Духовную Академию. Так как лишь два из 14-ти получили по успеваемости II разряд, а остальные окончили семинарский курс по I разряду, оснований к отказу не было.
В числе закончивших семинарию по первому разряду и принявших решение учиться дальше был Алексей Ридигер. Митрополия одобрила намерения замечательного курса, хотя и не смогла заместить из выпуска вакантные места на приходах. Между тем, приходы нуждались в духовенстве. Уже в конце учебного года 7 человек этого курса перешли в разряд экстернов, совмещая с учебой исполнение пастырских обязанностей.
30 марта 1950 года митрополит Григорий подписал прошение студента I курса Духовной академии Ридигера о назначении в церковь города Йыхви или Пярну. В резолюции значилось: «Епархиальному Совету. Согласен. Епархиальный Совет даст заключение о возможности назначения в приход Йыхви». Рукоположение в иереи было назначено на очередное прибытие в Ленинград Святейшего Патриарха Алексия I. Намечалась хиротония эстонского протоиерея Романа Танга во епископа Таллиннского и Эстонского. В декабре 1949 года неожиданно скончался епископ Таллиннский Исидор (Богоявленский), который управлял Эстонской епархией всего два с половиной года.
В это время из Эстонии приехали представители духовенства. В их числе был отец Алексея – священник Михаил Александрович Ридигер.
15 апреля 1950 года в родном академическом храме ректором Академии епископом Лужским Симеоном Алексей Ридигер был рукоположен во диакона. Двумя днями позже в Николо-Богоявленском соборе диакон Алексий Ридигер стал священником и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви.
С 1950 года молодой священник Эстонской епархии перешел на экстернат. В течение трех последующих лет он часто приезжал в Ленинград и сдавал экзамены, общался с товарищами. В 1953 году будущий Патриарх окончил Духовную Академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист».
Святейший Патриарх Алексий II с неизменной теплотой и большим чувством вспоминал своих наставников:
«Первые годы после восстановления Ленинградской Духовной школы были самыми светлыми в её жизни. Педагогический коллектив, который сумел собрать митрополит Григорий (Чуков), был удивительным и в основном состоял из выпускников дореволюционных Духовных школ. Мне вспоминается замечательная плеяда профессоров старой Санкт-Петербургской Академии, которые с необыкновенным энтузиазмом восприняли факт возрождения Духовных школ. Некоторые из них спели свою “лебединую песнь”. И нам – первым учащимся возрожденной Академии – Бог благословил этой песне внимать».