И.Н. Донина. «детский мир» в музее

И.Н. Донина. «детский мир» в музееВ 2011 г. в Государственном музее истории религии был открыт Детский отдел «Начало начал» — особое игровое музейно-педагогическое пространство, предназначенное для интерактивных занятий. Это первый в России пример по­стоянной детской музейной экспозиции, посвященной представлениям челове­чества о возникновении мира и его устройстве. Государственный музей истории религии — единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возник­новения и развития религии. Проблематика музея достаточно сложна для дет­ского восприятия. Перед музейными педагогами стоит непростая задача: найти такие формы работы, которые позволят заинтересовать ребенка, сформируют у него верные представления о духовных исканиях человечества, о появлении и становлении христианства и его принципиальных отличиях от язычества и дру­гих религий. Такая работа требует не только особой чуткости, но и специальных знаний по религиоведению и музейной педагогике. Музейная педагогика — молодая дисциплина, сложившаяся на стыке с другими науками: педагогикой, музееведением, искусствоведением, психоло­гией. Понятие «музейная педагогика» было введено в научный оборот в начале XX века в Германии. В это же время (1899 г.) в Бруклине появился первый детский музей. Его возникновение было связано с переходом к новым идеям прогрессивной педа­гогики, которая базировалась на концепциях И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменского, психологических теориях и исследованиях Ж. Пиаже и М. Монтессори[1]. Так началась история совершенно нового типа музея, чьи экспозиции спро­ектированы по иным — неклассическим — принципам. Он может развиваться по разным сценариям: либо экспозиция музея адаптируется для юного посетителя, предлагая ему интерактивные зрелища и приключения, либо музеем становится специальное «детское» пространство, в котором ребенок превращается в иссле­дователя, первопроходца, экспериментатора, становится участником увлекатель­ных действий, опытным путем «добывая» знания. Например, в широко известном американском «эксплораториуме» (иногда в отечественной литературе эти институции называют «эксплориумами») такой принцип построения лежит в основе всей экспозиции, а сам эксплориум становится местом, «где возможно самостоятельное экспериментирование, познава­тельное и требующее знаний, и, что важно — в рамках свободного и интересного времяпрепровождения»[2]. При создании детского музейного пространства необходимо учитывать не только доступность и удобство размещения экспонатов, но и особенности дет­ского восприятия. Сколько поколений малышей уходили из музея под строгий окрик смотрителя «Мальчик, не дыши на витрины!». Скорее всего, эти дети пре­вращались со временем во взрослых, навсегда потерянных для музея. Поэтому самое главное в таком пространстве — свобода: возможность взять в руки любой интересный экспонат, оценить его поверхность, почувствовать вес, попробовать на прочность, непременно понюхать или даже лизнуть. Все предметы должны быть доступны для тактильного восприятия. Разумеется, в таком интерактивном музее нет подлинников, он никогда не станет «святилищем науки», зато все его экспонаты являются инструментом воз­действия на ребенка в целях его развития. Детский музей создает условия для «осязаемого» образования, при котором главным инструментом познания ста­новится «думающее тело» ребенка, а обучение является результатом взаимодей­ствия с предметной средой[3]. Разнообразные эмоции, которые дети испытывают в «своем» музее, созда­ют условия для личностного переживания, а не простого запоминания данных, превращая ребенка из объекта музейной коммуникации в активного ее участни­ка. «Только те знания, которые прошли через чувство ученика, могут прививать­ся», — полагал известный психолог Л.С. Выготский[4]. В 2011 г. в Государственном музее истории религии был открыт Детский отдел «Начало начал» — особое игровое музейно-педагогическое пространство, предназначенное для интерактивных занятий. Это первый в России пример по­стоянной детской музейной экспозиции, посвященной представлениям челове­чества о возникновении мира и его устройстве. В отделе два помещения, имеющих анфиладное устройство: маленький уют­ный дом и огромный внешний мир, в центре которого находится Мировое Дре­во, древо жизни, «лестница в небо». Оно материально, имеет объем, шершавую поверхность, его можно потрогать, на его ветви можно что-то повесить. В то же время, оно необычно, волшебно, на нем происходят чудеса: распускаются цве­ты, созревают плоды, на его ветви опускаются птицы и по ним пробегают звери, поскольку реальное дерево совмещается с экраном для проецирования мульти­медийных программ. Оно может быть Древом познания добра и зла, Рождествен­ской елкой или дубом у Лукоморья! Специфика детского отдела «Начало начал» заключается в том, чтобы дать ребенку возможность удивиться, «погрузив» его в необычную ситуацию, пред­ложив ему свободу и нетрадиционный способ подачи знаний. Современный ребенок постоянно получает задания, которые заставляют его искать сведения и мотивированно применять их на практике. Основной принцип такого обуче­ния состоит в том, что дети проявляют «ответную активность», инициирован­ную взрослым. В «детском мире» Музея истории религии общение с ребенком построено на других принципах. Пространство «Начало начал» апеллирует к уникальности каждого ребенка, его уже имеющимся знаниям, личным особен­ностям, индивидуальным способностям. Занятие здесь не напоминает урок или лекцию, и причиной детского интереса к экспонатам становится естественная мотивация, усиливающая концентрацию внимания. Получив уникальные впе­чатления, ребенок, возможно, не в состоянии будет сразу рационально осмыс­лить новый материал, однако это даст ему стимул для поиска новых знаний по интересной ему тематике. Такое музейное пространство, открывающее маленькому посетителю тай­ны мироздания, призвано стать для ребёнка праздником, источником вдохно­вения, помогая через соприкосновение с «воссозданной реальностью» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре. Интерактивное занятие «Собака по имени Тигр», которое проводится в от­деле «Начало начал», посвящено архаике, духовному «детству человечества». Чем же может быть полезно для ребенка путешествие в мир традиционной культуры? Давайте подумаем, так ли хорошо, правильно устроены наши семьи, боль­шинство из которых живут и действуют по правилам детоцентризма? Мы отдаем ребенку самое лучшее, самое дорогое, мы всегда жертвуем своими интересами ради чада и… иногда даже гордимся таким самоотречением. Но всегда ли по­лезна такая тактика нашим детям? Умеют ли они ценить то, что достается им так легко и постоянно? Давайте посмотрим, как обстоят дела в традиционной (архаичной) семье. Ее отличает, прежде всего, почтение к предкам, то есть обра­щенность к своим собственным корням — истории семьи, рода, чувство уважения и благодарности к родителям. Возможно, и современному ребенку стоит чаще задумываться о тех, кто дал ему жизнь… и еще о многих, многих поколениях русских людей, когда-то создавших нашу великую страну. Осознание собственной связи с многими по­колениями предков, почтительное к ним отношение, — все это активизирует в человеке мощный жизненный потенциал, помогает ему чувствовать под ногами «твердую почву». Поэтому на занятии ребенку предлагается начать составление своего генеалогического древа и закончить эту работу дома, с помощью бабушек и дедушек. Детям полезно будет узнать, что тысячелетиями семья строилась по опре­деленному традиционному принципу, когда обязанности делились на мужские, женские и детские, и никому не приходило в голову ими пренебрегать — просто потому, что они являлись условием физического выживания. Жаль, что наши дети так часто усваивают установку «учеба — твой главный труд», позволяющую им игнорировать другие обязанности. Восстановление отношений в семье, сохраняющей духовную культуру на­рода, — путь к восстановлению прерванных и утраченных отечественных тради­ций. Разговор о семейных ценностях на экспозиции «Начало начал» может стать началом комплексной работы по настройке детской души на самопознание и са­моопределение, сострадание, умение понимать и прощать, принимать решения и совершать ответственный выбор. Научные знания, полученные в музее, помогут ребенку составить представ­ление о других культурах, научиться ориентироваться в них и отстаивать свой собственный взгляд на мир, а также — понимать и уважать другого, иного и нахо­дить возможность с ним общаться, сохраняя собственные принципы.    
  [1] Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России: Исторические очерки. СПб., 2006. С. 26. [2] Артамонов А. Научные музеи: не отстать навсегда// Троицкий вариант. 2010. 30 марта. № 50. С. 3, «Бытие науки» [3] См.: Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. М.,2001. [4] Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Астрель. 2005. С. 128.   И.Н. Донина, заведующая отделом образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга
  Сборник материалов VI Тихвинских межрегиональных образовательных чтений, 2012 г. 

Опубликовано 06.02.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter