Иерей Платон Шурыгин. Любовь без рассуждения

Иерей Платон Шурыгин. Любовь без рассуждения

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры. Только что мы с вами слышали повествование о том, как Ной вместе со своей семьей вышел из ковчега и стал возделывать землю, насадил виноградник, и однажды, выпив вина, он опьянел и лежал в своем шатре обнаженный (Быт 9:20-21). Один из его сыновей – Хам, вошел в шатер Ноя, увидел своего отца обнаженным, и, выйдя, рассказал об этом своим братьям Симу и Иафету (Быт 9:22). Они же, взяв одежду, положили ее на свои плечи, и, пятясь, вошли в шатер, и прикрыли наготу своего отца (Быт 9:23). После того, как Ной узнал о случившемся он благословляет Сима и Иафета, и проклинает Ханаана – сына Хама (Быт 9:24-27).

Святые отцы по-разному толкуют этот отрывок из книги бытия. Одни говорят, что опьянение Ноя не является результатом его греха, – он опьянел из-за того, что он был первым из людей, кто взял сок от виноградной лозы, или же потому, что длительное время воздерживался от вина. Другие святые Отцы говорят о том, что Ной, выпив вина, согрешил злоупотреблением последнего. Так же, существуют различные мнения о том, кто именно согрешил – Хам или его сын Ханаан. Очень много разных вопросов ставит этот отрывок перед толкователями Священного Писания. Но на самом деле ответы на эти вопросы не так важны для нас. Потому что бесценной жемчужиной в этом тексте служит вовсе не грех Хама, а праведность двух других сыновей Ноя – Сима и Иафета. Может быть и они, также как и мы, не поняли, что произошло, что именно случилось с их отцом, но ведь они и не пытались разобраться в этой ситуации. Без рассуждения с трепетом и с любовью к своему отцу они зашли в шатер и покрыли наготу своего отца.

Как часто в нашу с вами жизнь врывается бездушное пустословие, бессмысленные рассуждения, мы оцениваем ту или иную ситуацию, выносим свой вердикт. Как часто мы видим перед собой проблему, но не видим за ней людей, не видим человеческой души опьяненной страшной действительностью окружающего нас мира. Мы готовы спорить, рассуждать, но мы не готовы безмолвно прийти на помощь к страдающему человеку, и покрыть его своей любовью. Каждый из нас при крещении облачается в белые одежды, и это одеждой – одеждой христианской любви Церковь призывает покрывать недостатки других людей, однако, мы порой забываем об этом.

В поведении Сима и Иафета восхищает не столько сам поступок – оказание помощи своему отцу, а то с каким трепетом, и с какой любовью они его осуществили. Пряча свои лица, боясь даже думать о том, что случилось, пятясь, они вошли в шатер и прикрыли наготу своего отца. Они боялись осуждения, боялись совершить грех. Их умные очи смотрели совсем в другую сторону, а их сердца были обращены к своему отцу, к страдающей душе. И за это Бог их вознаградил, а Ханаан был проклят.

Прошло около трех тысяч лет после библейского повествования о Ное, но история повторилась, другие Хамы в лице неверующих иудеев смеялись над обнаженным Спасителем, били, бесчестили его, в то время как братья Хама в лице благообразного Иосифа с любовью обвивают плащаницей тело Христа.

Эта история учит нас тому, что любовь должна быть отправной точкой в нашей духовной жизни. Она должна предопределять наши размышления, наши рассуждения ведь даже, если нам будут открыты все тайны и даны все знания, без любви – это ничто (См.: 1Кор 13:2). И крест Спасителя, который сегодня лежит перед нами – это свидетельство невероятной любви, любви до безумия. Аминь.

Проповедь студента 4 курса бакалавриата священника Платона Шурыгина, произнесенная в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Литургией Преждеосвященных Даров 14 марта 2018 года.


Опубликовано 20.03.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter