Спустя два дня Святая Церковь будет праздновать один из любимейших на Руси праздников, посвященных Божией Матери – Покров Пресвятой Богородицы. Имеет ли смысл говорить о том, как почитаем он был на Руси? Чего стоит один тот факт, что событие праздника, произошедшее в величественном Константинополе, столетиями оставалось незамеченным на родине; на Руси же оно стало отмечаться особым церковным почитанием еще в ХII веке. А если вспомнить, что по одной из версий того, когда и как это произошло, именно русы, наши предки (вероятно князья Аскольд и Дир) напали на Константинополь, и лишь предстательством Пречистой Девы, Ее небесным Покровом город был спасен, а враг повержен, станет понятно, какое впечатление это произвело на некогда воинственных язычников-варваров: Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.
Когда же православная вера распространилась на Руси, главным событием в жизни русичей стало богослужение, а главным источником примеров благочестия и нравственной жизни – агиографическая литература.
Праздник Покрова установил на Руси святой князь Андрей Боголюбский, который очень почитал своего небесного покровителя – блаженного Андрея, Христа ради юродивого. Именно это житие и дает нам описание события праздника.
И вот об установлении праздника святым князем Андреем мы читаем в русском Прологе ХII века: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». Он же начал строить храмы Покрова по всей Руси, (одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли). Сегодня название этого праздника мы можем видеть в топонимике нашей необъятной родины, в именах (как в имени нашего выдающегося профессора литургики и археологии Василия Николаевича Покровского).
Жизнь и быт нашего народа мало переменился, однако народный календарь получил привязку к календарю церковному. Ко дню Покрова Пресвятой Богородицы обычно завершали полевые работы и собирали последний урожай, все готовилось к встрече зимы.
И с этих пор крестьяне уже собирались по домам, читать «про священное», то есть жития святых, целиком вверяя свою жизнь небесному Покрову Божией Матери. Ват как художественно пишет об этом Иван Шмелев: «…ухитимся потеплее, а над нами Владычица, Покровом своим укроет… под Ее Покровом и живем… и скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все нароботались, напаслись… благослови их, Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет». Вот тебе и – Покров. Так вот что это – Покров! Это – там, высоко, за звездами: там – Покров, всю землю покрывает, ограждает. Потому и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом: роботай-знай – и живи, не бойся, заступа у нас великая. И земле ухититься тоже надо: мороз ударит. Благослови ее, Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть. Покров и над нею будет».
В чем же соль этого праздника, почему он так полюбился нашему народу? Ответ на этот вопрос, как ни странно, кроется в Священном Писании. Евангелие дает нам очень немного сведений о Пречистой, и в этом смысле выделяется из всех святой апостол и евангелист Лука, который говорит о некоторых событиях Ее жизни и до воплощения через Нее Сына Божия, и по Его славном Вознесении на небо, но не он дает нам ключ.
Ключ нам дает наш с вами небесный покровитель – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Самое первое чудо, совершенное Господом Иисусом, происходит в Кане Галилейской по ходатайству его Пречистой Матери. И Он, как любящий Сын, и ради Ее любви вот к этим простым людям, хотя видимо возражает, исполняет просьбу Ее (Ин 2:1-11).
С самых первых веков христианства Божия Матерь предстает как заступница усердная за род человеческий и ходатаица перед Своим Божественным Сыном.
Нашему народу никогда не жилось легко, потому он всегда мечтал жить под нежным покровом Всемилостивой Царицы. Как пишет протоиерей Сергий Булгаков: «Она не судит, но всех жалеет. Она – не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство».
И в последующие годы сколько раз наш народ мог в этом убедиться! Сколько чудес совершала всемилостивая Царица, больших – в масштабах целой страны, и малых – для одного, но не менее ценного для Нее человека, через Свои чудотворные образы. Через те образы, которые здесь, в нашем молитвенном собрании, и царскосельский образ «Знамения» и «Взыскание погибших». Как здорово просто знать, что всегда, в любую минуту можно обратиться к Божией Матери, попросить у Нее помощи, Покрова, и Она всегда поможет.
Но мы не должны забывать и «завещания», что оставила Пречистая на том же браке в Кане Галилейской слугам, а через них всем нам: «что Сын Мой скажет вам, то сделайте». Она навсегда наша заступница, но мы, хотя бы ради любви к Ней, должны всегда слушать и исполнять слова Сына Ее возлюбленного и нашего Господа Иисуса Христа.
Проповедь иеродиакона Даниила (Пронина), произнесенная за вечерней с Акафистом Пресвятой Богородице в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 12 октября 2016 года.