Сегодня мы с вами слышали Евангельскую историю о десяти прокаженных. Христос встречает их на пути в Иерусалим, в одном из селений между Самарией и Галилеей. Один вид этой небольшой группы покрытых проказой людей был ужасен. И вот «мимо таких оборванных и смердящих обломков жизни проходил в тот день Иисус, Источник здравия, красоты и силы.» [1] И Господь дарует им всем очищение от проказы, однако поблагодарить Его приходит лишь один из них. И уже ему одному Господь говорит: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк 17:18).
Что значат эти слова? Что означает спасение? Если обратиться к этимологии греческого слова σωτηρία – спасение, то можно увидеть, что более точным переводом было бы исцеление. То есть восстановление цельности человеческой природы, нарушенной грехопадением. В сегодняшней истории временное телесное исцеление получают все десять, но действительно исцелен, то есть спасен лишь один.
Но почему только он? Неужели Господь не мог спасти и тех других? Неужели им не хватало веры? Они ведь поверили Его слову, когда Он сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам» (Лк 17:14). Как кажется, их отличает лишь одно, те, забыв обо всем, ушли по своим делам, а этот вернулся «громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его» (Лк 17:15-16). «Почему Бог требует благодарности от людей?» По мысли свт. Николая Сербского, – «из бесконечной любви Своей к людям требует Бог, чтобы люди Его благодарили. Благодарность человеческая не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, ни более живым; но она сделает более великими, могущественными и живыми самих людей. Лично Богу не нужна наша благодарность, как не нужна Ему и наша молитва.» [2]
Благодарность Богу воздвигает нас из тления и позволяет раскрыть тот особый дар от Господа, который мы получили, став христианами, дар Божественной любви. Любви столь беспредельной, подчас столь парадоксальной, что она осуществима лишь во Христе. Именно к такой сокровенной жизни во Христе мы и призваны (см. Кол 3:3), к жизни с избытком (Ин 10:10), к жизни исполненной непрестанным благодарением к Богу. Если при Крещении не умирает наш ветхий человек, если мы тщимся продлить его предсмертную агонию, то Крещение для нас остается бездейственным, мы так и остаемся тьмой, хотя призваны быть светом в Господе (см. Еф 5:8). Только поступая «как чада света» (Еф 5:8), живя жизнью Христовой (см. Гал 2:20) и соединившись с Ним подобием Его смерти (см. Рим 6:5), мы можем достигнуть воскресения.
Сейчас мы стоим в Церкви и являем собой Евхаристическое собрание, собрание призванных Богом, призванных Им в Свое Царство. Еще немного и мы погрузимся в самую глубину этого Евхаристического действа. Начнется величайшее по своему масштабу и все же сокровенное благодарение Создателя мира за все Его видимые и невидимые, очевидные и не очень благодеяния. Благодарение, которое завершится залогом подлинного исцеления – приобщением Самому Христу.
И нам жизненно необходимо это благодарение, без него к нашим сердцам, некогда очищенным Господом, может вновь подкрасться проказа, они начнут черстветь и мы вновь упадем в ту же яму, из которой только что были вытащены силою Божией. И приступить к этому благодарению мы можем только с чистым сердцем, умерев для себя и для всего мира, став живыми лишь во Христе. Только тогда для нас не будут пустыми слова, которые вот уже через несколько минут прозвучат с амвона. Со всей нашей верой, со всей нашей надеждой и со всей возможной любовью возблагодарим Господа! Аминь.
[1] Свт. Николай Сербский (Велимирович). Евангелие об исцелении десяти прокаженных. / Православие.ru – URL: http://www.pravoslavie.ru/put/43504.htm (21.11.2013). [2] Там же.
Проповедь студента 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии иеромонаха Афанасия (Букина) произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю 26-ю по Пятидесятнице 22 декабря 2013 года