Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие отцы, братья и сестры, для всех нас, стоящих сегодня в храме подошел к концу очередной период жизненного пути. Для кого-то это просто еще один учебный год в череде многих грядущих, а для кого-то сегодня и завтра будут даны последние уроки в стенах ставшей родной Духовной Академии. Однако эти две оставшиеся лекции важны для всех нас.
Вот уже скоро мы услышим чтение из Святого Евангелия, в котором Христос говорит о том, каким должен быть пастырь, и каково должно быть его отношение к вверенному ему Господом стаду словесных овец (см.: Ин. 10:1-9). Это зачало достаточно часто читается за богослужением, и многие знают его, если не наизусть, то близко к тексту. Но подобное знание не делает эти слова менее значимыми, не требующими особого внимания. Напротив, столь частое их повторение свидетельствует о том, сколь важно для нас глубоко проникнуться ими, сделать их не только словами, звучащими с амвона или кафедры, но воплотить их в своей жизни.
Во все времена перед Церковью стоит одна и та же проблема, найти язык для проповеди, найти такой способ донести Истину, который будет услышан. Одно остается неизменным в ее решении – необходимость искренности в пастырском служении. Быть пастырем, а не наемником (см.: Ин 10:11-12). Пастырь может быть не особо искусным в слове, может не уметь пользоваться современными техническими средствами, может не совершать каких-то особых внешних подвигов. Единственное, что он не может себе позволить – это ложь, неискренность. Ложь, происходящая из уст христианина, а уж тем более пастыря, приобретает свойства медленно действующего яда, способного привести к печальным последствиям в самый неожиданный момент.
Стоит хоть раз позволить себе некоторую долю фальши, как образу пастыря будет нанесен непоправимый ущерб, восстановить который он уже не сможет никакими словами. В таком случае приобретают трагический оттенок знаменитые слова свт. Григория Богослова: «Всякое слово можно оспаривать словом; но жизнь чем оспоришь?». Тем более что далее он же говорит: «Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью. Иначе будешь одной рукой притягивать, а другой отталкивать».
Митрополит Вениамин (Федченков), будучи преподавателем нашей Духовной Академии, как-то прочитал своим студентам одну из проповедей святого праведного Иоанна Кронштадтского, не называя его, предложив им самим угадать автора. Студенты не нашли в проповеди ничего особенного и были весьма удивлены, узнав правильный ответ. Сама жизнь праведника была главным его свидетельством, слова его, будучи простыми, «дышали пламенем».
Стоящая перед каждым из нас задача очень простая и одновременно невероятно сложная. Всегда искренно говорить и искренно действовать. Как и любое наше дело, решение этой задачи требует содействия благодати Божией (см. Ин 15:5), но и тяжкого труда с нашей стороны. Труда очищения себя, совлечения ветхого человека на пути к чистоте и прозрачности для света Христова.
Выходя за пределы духовной школы, совершая свое церковное служение, мы всегда должны об этом помнить, всеми силами стараясь вести жизнь, соответствующую тем высоким словам, которые мы так часто говорим и слышим. Следуя еще одному совету святителя Григория: «Особенно вам, служители алтаря, советую не быть оком, исполненным тьмы, чтобы не оказаться первыми в порочной жизни. Ибо если свет темен; чем будет самая тьма?».
Аминь.