С пришествием Спасителя в мир «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит 2:11). И оправдавшись этой благодатью, мы становимся наследниками вечной жизни (см. Тит 3:7). Только что мы слышали Евангельское повествование о Крещении Господа нашего Иисуса Христа. Рассказ о первом явлении Триединого Бога миру одновременно во всех Своих Лицах. Именно в этом Богоявлении суть сегодняшнего торжества. Но есть в этом событии и несколько иной аспект.
Чтобы его увидеть, необходимо вспомнить то, каким образом происходило Крещение Господне и то, каким образом в ранней Церкви, а кое-где и сейчас, совершается Таинство Крещения.
Некогда при храмах были специальные баптистерии, в которых находились большие крещальные купели для взрослых. Такая купель представляет собой резервуар, достаточно глубокий для того, чтобы в нем поместился во весь рост взрослый человек. По обеим сторонам его находятся ступени. Человек, входя в него язычником с одной стороны, с другой выходит уже христианином. Во всем этом есть два очень важных образа: Крещение – это смерть и воскресение.
Крещение это своего рода умирание, но погружаясь в крещальные воды, мы не теряем нашей временной жизни, а погружаемся во Христа. И мы должны выйти, неся в своем теле «мертвость Господа Иисуса» (2 Кор 4:10), в нас должно умереть все, что чуждо Ему, все, что недостойно Бога, все, что недостойно человека, как образа Творца. Так что, когда мы выходим из крещальной купели, мы выходим, объятые смертью Христовой, чтобы теперь жить уже не нашей, а Его жизнью. [1] Ибо мы «умерли, и жизнь» наша «сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3:3).
И вот в этом выходе второй образ Крещения – образ воскресения. Умерев в купели для греха, мы воскресаем для жизни во Христе. Воскресаем для новой жизни и жизни с избытком (см. Ин 10:10). Это не означает, что нам будет легче идти по уготованному нам пути, или что мы избежим страданий. Но каждый из нас призван всей своей жизнью свидетельствовать о Христе, и если необходимо запечатлеть это свидетельство своей смертью. По мысли отца Александра Шмемана «христианский мученик не герой, а «свидетель»: приятием страданий и смерти он утверждает, что царство смерти кончилось, что жизнь восторжествовала; он умирает не за Христа, а с Ним, и тогда в Нем же получает и жизнь, «воссиявшую из гроба».» [2]
И вот осознав все это, мы должны, подобно Спасителю вышедшему на открытое служение после Крещения на Иордане от Иоанна, стать Его свидетелями, Его посланниками в этом мире. Умерев для мира, нести весть о Воскресении всем людям. Наше место не там, где «мир и безопасность» (1 Фес 5:3), не там где покой и уют, а там, где страдание и боль, там, где ненависть и отчаяние. Наша задача идти туда, куда пошел бы Сам Христос, и нести Его Свет, Его Мир и Его Любовь всем тем, кто в этом нуждается. Здесь и сейчас быть просто христианами. Аминь.
[1] См.: Anthony (Bloom), metrop. The Church as a Eucharistic Community / Архив митрополита Антония Сурожского – URL: http://web.me.com/masarchive/texts/1986-08-22-1-E-E-T-EM02-036ChurchAsEucharisticCommunity.htm
[2] Шмеман Александр, прот. Исторический путь Православия. Глава 2. Церковь гонимая / Cедмица.ru. – URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/436717/ (02.12.2013)
Проповедь студента 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии иеромонаха Афанасия (Букина) произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в праздник Крещения Господня 19 января 2014 года