Апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог – это любовь» (1Ин 4:8). Любовь находится в центре великой Тайны Пресвятой Троицы. Для описания взаимоотношений Лиц Святой Троицы в богословии используется древнегреческий термин перихорезис (περιχώρησις), что можно перевести как взаимопроникновение. Это отношения взаимной беспредельной любви такой, что каждое из Лиц живет для Другого. Это своего рода хоровод, в котором «каждый участник движения перемещаясь, занимает место другого, и таким образом каждый является любимым и каждый жертвует собой, чтобы двое других были едины и третий не врывался в тайну их любви. Но те двое его принимают в себя, и один из них тоже принимает на себя готовность быть забытым, чтобы другие два до конца, до глубин, могли созерцать друг друга» [1].
Протоиерей Георгий Флоровский называет это «неизреченным единством Троической жизни» [2]. Церковь призвана быть образом Единства Святой Троицы. И каждый из нас призван являть это Единство, являть эту Любовь. «Любовь, в конечном итоге, есть предельное умирание. Если человек любит другого, он не только готов жизнь свою положить за него, но он должен быть готовым как бы не стать, чтобы тот человек достиг полноты» [3].
И вот эта готовность к самопожертованию должна быть определяющей в нашей христианской жизни. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). И если в нас нет этой готовности жить для другого, отдать всего себя на служение ближним в том или ином виде, то это очень плохой признак. Это значит, что где-то за красивыми формами и напыщенной риторикой мы потеряли самое главное. Мы потеряли самую суть христианской жизни. Быть служителями Христа, быть подражателями Его Жизни и в какой-то мере Его смерти. Умирая в Крещении для мира мы не покидаем его, не отрекаемся от всех, кого мы знали доселе. Наш Господь и Учитель никогда не говорил нам, что «те, которые любят Меня, забудут весь мир, все его нужды, все его страдания, все то, ради чего Я стал человеком, чтобы уцепиться за Меня и радоваться богослужению, наслаждаться литургической музыкой или радоваться человеческой дружбе» [4]. Нет, но Он послал нас в этот мир быть продолжателями Его служения, быть служителями Святой Троицы в этом мире. И если наши братские отношения не будут строиться по образу Той Любви, которую нам являет Святая Троица, то как мы сможем показать эту Любовь миру. Именно к этому и призвана Церковь, быть «организмом любви, где живая Любовь, Отец, Сын и Святой Дух, Троица Святая, является источником всего» [5].
Только являя эту Любовь, мы сможем по праву называться христианами, а без этого перед лицом мира нам не поможет никакая риторика. «Учение о Пресвятой Троице – самая глубокая, непостижимая тайна веры» [6]. Но ее можно легко показать, ведь по краткому, но глубокому выражению блаженного Августина: «Тайна христианской Троичности – это тайна Божественной любви. Ты видишь Троицу, если видишь любовь» [7].
Проповедь студента 4 курса бакалавриата Духовной академии иеромонаха Афанасия (Букина) за Божественной литургией в день Святой Троицы 8 июня 2014 года в храме Двенадцати апостолов в историческом здании Санкт-Петербургской духовной академии
[1] Антоний (Блум), митр. Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой, Троица Святая, слава Тебе! / Труды. Книга вторая. – С. 90.
[2] Флоровский Г.В., прот. Восточные отцы IV века: Святой Василий Великий / Седмица.ru. – URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/537870/
[3] Антоний (Блум), митр. Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой, Троица Святая, слава Тебе! / Труды. Книга вторая. – С. 89.
[4] Anthony (Bloom), metrop. The Church as a Eucharistic Community / Архив митрополита Антония Сурожского. – URL: http://web.me.com/masarchive/texts/1986-08-22-1-E-E-T-EM02-036ChurchAsEucharisticCommunity.htm
[5] Антоний (Блум), митр. Беседы о Символе веры. / Труды. Книга вторая. – С. 282.
[6] Александр (Милеант), еп. Единый Бог в Троице поклоняемый / Азбука.ru. – URL: http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/mileant_edinyi_bog-all.shtml
[7] Цит. по: Александр (Милеант), еп. Единый Бог в Троице поклоняемый / Азбука.ru. – URL: http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/mileant_edinyi_bog-all.shtml