Сегодня святая Церковь вошла в период подготовки к великому посту. Сегодня неделя о мытаре и фарисее. Как мы помним из Евангелия, фарисей заблуждался убежденный в своей праведности. Мытарь же надеялся лишь на милость Божию, ведь ничего доброго он за собой не знал.
В Церкви есть разные люди. Есть мыслящее более консервативно, есть более прогрессивно. И те и другие могут быть хорошими христианами, и те и другие могут заблуждаться. И те и другие могут вести себя или как мытари, или как фарисеи. Человек прогрессивный, рассуждающий как фарисей, гордится своими знаниями, считает себя выше простых верующих, которых он считает заматерелыми консерваторами, поборниками псевдоблагочестия.
Напротив, консерватор, мыслящий по-фарисейски, осуждает всех свободомыслящих людей напропалую. Он не вдается в подробности их размышлений, а сразу рубит с плеча, наклеивая на них различные ярлыки от адогматизма и экуменизма до аморальности и всеядности. Он говорит в своем сердце: «Может я и не читал отцов, и не знаю толком Священного Писания, зато я исполняю все внешние церковные заповеди, и перед церковными канонами я чист».
Ни та, ни другая позиция не является правильной с христианской точки зрения. Ибо, по сути, это одна и та же позиция гордости и самолюбия, то есть фарисейская позиция. Если бы они мыслили как мытарь, они бы сказали: «Не будем ссориться, нам есть чему друг у друга поучиться.» Отцы всегда говорили о наибольшей безопасности и верности среднего пути. Однако идти по нему не просто. Он требует полного самоотвержения, он требует всегда поступать так, как поступал Христос. Стоит свернуть чуть вправо или чуть влево и идти станет гораздо «легче», начнет «помогать» гордость.
Независимо от того, сколько мы прочитали книг или сколько мы положили поклонов, независимо от того, сколько мы получили образований или сколько поколений наших родственников служило Церкви, каждый из нас призван следовать за Христом, и каждый из нас призван к обожению, призван к тому чтобы стать святым. А это невозможно без любви, без подлинной христианской любви, без которой бессмысленны все наши подвиги и достижения. И, движимые этой любовью, постараемся хотя бы иногда забывать о себе и подумать о ближнем. Ибо, как сказано в одной древней молитве: «кто себя забывает – тот обретает». Обретает в своем сердце Христа, со Отцом и Святым Духом, Ему же слава во веки. Аминь.