Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня через призму евангельских строк, дорогие братья и сестры, перед нашими глазами развернулся один из самых динамичных и, пожалуй, употреблю такой эпитет, захватывающих сюжетов благовестия. Но чтобы более глубоко погрузиться во все его аспекты, понять его и прочувствовать, нам необходимо будет прибегнуть к помощи синопсиса евангельских событий, дабы увидеть вершащуюся драму не только глазами читавшегося сегодня евангелиста Матфея, но и двух других евангелистов–синоптиков Марка и Луки.
Итак, в центре мы видим один из капернаумских домов, куда со всей округи стеклась толпа народа, желавшего увидеть великого толкователя Закона и, как считали многие, пророка Иисуса из Назарета, услышать Его проповеди и на себе испытать всю силу творимых Им чудес. Народа в тот день собралось так много, что, как добавляет Марк, не было никакой возможности даже подойти к дому, поскольку двери его оказались блокированы. И во всем этом море беспорядочного и хаотичного броуновского движения человеческих тел мы видим четыре фигуры, пытающиеся осуществить неосуществимое и любой ценой, всеми правдами и неправдами пронести к ногам Целителя душ и Целителя тел кровать со своим страждущим от болезни другом или родственником. И когда становится очевидным, что миссия невыполнима, они, понимая, что находящийся в доме Иисус является последней соломинкой, последней надеждой на жизнь для дорогого им человека, решаются на крайние меры: лишь одному Богу ведомо как, но они каким-то образом втаскивают кровать с прикованным к ней больным на крышу этого дома, и, разобрав кровлю, спускают кровать на канатах к ногам Христа.
И далее Матфей повествует: «И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои». Никакой веры, никакой надежды, никакой тяги к жизни не оставалось уже, по-видимому, в сердце этого страдальца, ставшего тяжким бременем для себя и для окружающих. Но Господу было достаточно и другого: увидеть сколь горяча и пламенна вера этих четырех, не побоявшихся толпы, не побоявшихся осуждения и хамства в свой адрес, не побоявшихся даже разобрать крышу чужого дома, лишь бы дать своему другу последний шанс взглянуть в глаза Самому Богу. И ответом на веру эту стали слова Бога: «прощаются тебе грехи твои».
В греческом языке слово грех это «амартема» – ошибка. Стало быть, Господь, даже не находя порой света веры и надежды в нашем сердце, исполненном страхов и горечи, по вере близких и дорогих нам людей в силах освободить нас от всего тяжкого груза ошибок нашей жизни, давая покой и свет душам нашим.
В жизни каждого из нас бывают моменты, когда мы оказываемся расслаблены и парализованы проблемами и обстоятельствами, когда наше сердце каменеет, а душа наполняется пустотой, и мы оказываемся столь же далеки от Господа, как и этот бедняга из сегодняшнего повествования, собственными силами никогда бы не добравшийся до Бога. А потому хотелось бы пожелать всем нам, чтобы в подобные моменты нашей жизни мы бы никогда не оставались одинокими, но чтобы рядом мы смогли услышать биение подобных этим четырем небезразличных, верных и бесстрашных сердец, готовых преодолеть любое испытание, лишь бы вернуть нам возможность услышать заветное от Бога «дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои». Аминь.
Проповедь магистранта СПбПДА иеромонаха Амвросия (Мацегоры), произнесенная в Неделю 6-ю по Пятидесятнице в Екатерининском храме в Риме.