Иеромонах Амвросий (Мацегора). Камо грядеши

Иеромонах Амвросий (Мацегора). Камо грядеши

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

В Риме, на Виа Аппиа, близ древних Капенских ворот стоит небольшая часовня с заветшавшей надписью: «Quo vadis, Domine?» По преданию Церкви, именно на этом месте апостолу Петру, убегавшему вместе с одним из своих учеников из Рима во время очередной волны гонений императора Нерона, явился Христос, после беседы с Которым апостол принял решение добровольно вернуться в Вечный город и принять там мучения и смерть. О том, как именно произошла эта встреча, повествуется в хорошо всем известном романе Генрика Сенкевича «Quo vadis?» – «Камо грядеши?»:

«Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:

— Христос! Христос!

И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:

— Quo vadis, Domine?

Не услышал Назарий ответа, но до ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:

— Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим, на новое распятие.

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города. Видя это, юноша повторил как эхо:

— Quo vadis, Domine?

— В Рим, — тихо отвечал апостол.

И он вернулся».

Что последовало за этим возвращением – всем нам прекрасно известно: невообразимые мучения и страшная смерть того, кто по доброй воле пожелал принять эту страшную крестную смерть в ее еще более ужасающей модификации – будучи распятым вниз головой, не считая себя достойным принять такую же смерть, что и его Божественный Учитель.

Сейчас нам уже очень трудно понять мотивации человека, которые бы смогли привести его к подобному решению, но мир веры – это мир сверхмотиваций. Невозможно в рамках рациональной и логичной системы координат построить график функции сердца, движимого самозабвенной и искренней любовью к своему Богу, Учителю и Другу; сердца, для которого даже страшная смерть является не испытанием или мучением, но лишь средством, чтобы приблизить долгожданный и заветный час новой встречи.

По всей видимости, именно об этой грядущей встрече и думал первоверховный апостол, в рубище и оковах идя к уже ждавшему его кресту. И не слышал он, наверное, криков римской толпы, заполнившей Ватиканский холм, поскольку в ушах его до сих пор звучал тот самый вопрос «Quo vadis, Domine?»… И вспоминая в тот момент свою жизнь, вспоминая все то многое, свидетелем чего он был во время странствования со Христом, он не мог не вспомнить ту самую беседу, соучастниками которой и мы сегодня явились в евангельском чтении. «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин 21:18–19).

Все вспомнилось в тот момент… и первая встреча у берегов Генисаретского моря, и Тайная вечеря, и трижды совершенное предательство в тот страшный и великий четверг, и, конечно же, это удивительное напутствие Христа: «Что тебе до других, а ты следуй за Мною».

Слова эти и поныне звучат в мире, обращенные к сердцу каждого из нас. Когда мы, движимые отчаянием и раздавленные трудностями жизни, встаем на эту самую Аппиеву дорогу и, взирая на Господа, спрашиваем Его: «Quo vadis, Domine?», и слышим в ответ: «Я иду туда, откуда ты бежишь, чтобы ради тебя вновь претерпеть мучения», то не гнев праведного Судии и кара Ревнителя Завета, а эти простые и смиренные слова являются самым страшным судом для нашей совести, столь часто привыкшей что-то просить и требовать от Бога и столь редко вспоминающей, что Бог ждет от нас прежде всего взаимности и ответной любви.

И именно об этой взаимности, а также о ее последствиях говорит Господь во втором чтении сегодняшнего дня, чтении, посвященном совершаемому сегодня поминовению наших усопших отцов и братьев: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин 5:24).

Вспоминая сегодня о тех удивительных и неисповедимых путях, которыми шествует Господь среди нас, вспоминая о той преданности и той удивительной и искренней дружбе, которую предлагает Бог каждому из нас и которая ведет нас путями света в открывающуюся навстречу Вечность, вознесем сегодня от всего сердца наши сугубые молитвы о тех, для кого странствие на этой земле уже окончено и кто в священном трепете предстоит ныне перед нашим Небесным Отцом: «Вечный покой даруй им, Господи, и да светит им Свет вечный, Свет Божественной Любви, Свет святых, пребывающих в вечности, Свет, Который есть Сам Бог». Аминь.

Проповедь иеромонаха Амвросия (Мацегоры), произнесенная в Римском храме св. Екатерины после евангельского чтения в Троицкую родительскую субботу.


Опубликовано 02.06.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter