Духовный поиск, определяющий место и роль религии в обществе, всегда являлся сущностным для отечественной государственно-политической мысли в России, и это естественным образом отражалось на развитии законодательства нашей страны. Этот процесс идет со времен господства язычества, оказавшегося неспособным сплотить общество, продолжается в период становления государственности при гармоничных отношениях государства с Церковью, в эпоху строгого административного подчинения Церкви и иных религиозных институтов государству, и даже при беспощадных попытках тотального искоренения религии.
В 90-е годы 20-го века произошли конституционные реформы, не имеющие прецедента в отечественной истории. Перед страной, провозгласившей светский характер государства и право на свободу совести, появилась задача определения правового статуса религиозных организаций, как неотъемлемой части государственно-конфессиональной политики.
Развитие религиозности в России изначально было связано со становлением государства и формированием отечественной культуры. Именно христианство, объединившее племена славян, стояло у истоков государственности. Появление Православной Церкви в политическом пространстве нашей страны внесло в общественную жизнь религиозно-правовые нормы Византийского Номоканона, что во многом способствовало формированию правовой системы Российского государства. Моноконфессиональность русского общества Древней Руси предопределила становление и развитие правового положения православной религиозной организации, в частности это отразилось и на расширении ее политических и имущественных прав.
В имперский период Русская Православная Церковь стала по факту частью государственного аппарата с огосударствлением религиозных институтов и духовной жизни общества. В последующем, на фоне формирующегося многоконфессионального общества, это привело к дисбалансу государственно-конфессиональных отношений. Религиозные организации стали делиться на господствующие, терпимые и гонимые.
С приходом к власти в марте 1917 года Временного правительства государственная политика стала ориентироваться на поэтапное упразднение государственного статуса Российской Православной Церкви и на светские принципы политического строя. Главной особенностью правового положения религиозных организаций стало ослабление государственного влияния на них. После октябрьского государственного переворота 1917 года советское правительство переориентировало государственно-конфессиональную политику на полное искоренение религии. Так, Декрет от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишал прав юридического лица все религиозные организации, запрещал приобретать имущество, в том числе и недвижимое, в собственность и ограничил религиозную деятельность рамками отправления богослужений.
Долгое время правовой статус религиозных организаций, заложенный советским правительством, за исключением некоторых изменений, оставался неизменным. Но политико-правовые процессы, развивающиеся с середины 80-х годов, значительно изменили положение религиозных организаций в нашей стране. И в конце 80-х государством осознается необходимость реформирования законодательства, регулирующего правовое положение религиозных организаций. Однако разработчики соответствующих законопроектов обращались не к историческому отечественному опыту, а к международным стандартам и опыту зарубежных стран. Принятый в итоге Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» не соответствовал особенностям религиозной жизни России, и правовой вакуум в этой области не был устранен.
В начале 90-х годов законодательно было закреплено право приобретения статуса юридического лица религиозными организациями, что сделало возможным для них более активное участие в общественной жизни и социальном служении, и устранило препятствия для духовно-просветительской деятельности.
За последнее десятилетие принято новое, не известное праву советского периода законодательство в сфере административно-правового регулирования государственно-конфессиональных отношений. Стремительно увеличивается и постоянно обновляется объем нормативно-правовых актов, регулирующих отношения государства и религиозных организаций. Несмотря на то, что принципы отношения государства и религиозных организаций утверждены конституциями еще советского периода, они начинают приобретать иной смысл. Изменился и гражданско-правовой статус религиозных организаций.
С 1990 года законодательно признается, что религиозные организации, как и иные юридические лица, являются полноценными участниками гражданско-правового оборота. С этого времени стало меняться положение религиозных организаций, как субъекта гражданско-правовых отношений. В первую очередь этот процесс повлиял на право собственности религиозных организаций, в частности, на местные религиозные организации – Приходы Русской Православной Церкви. Однако стоит отметить, что, несмотря на позитивное изменение законодательной базы в сторону расширения гражданских прав, возникает избыточное количество проблем, связанных со слабыми сторонами законодательной базы, регулирующей правовой статус религиозных организаций, в частности РПЦ, в сфере имущественных отношений.
Анализ деятельности в административно-правовой области государственно-конфессиональной политики имеет практический характер, поскольку это может существенно облегчить, например, преодоление проблем, связанных с передачей имущества, в том числе и недвижимого, отобранного в советское время у Русской Православной Церкви. Найти выход из непростой сложившейся ситуации в имущественной сфере поможет только глубокое изучение нормативно-правовой базы в области отношений государства и религиозных организаций без отрыва от контекста исторического правового опыта нашей страны.
Многие области церковно-государственных отношений нуждаются в урегулировании. Так, например, в неполном объеме осуществляется право граждан на религиозное образование, существует объективная необходимость в развитии просветительных, социальных и культурных программ развития. Эти и другие вопросы можно решить лишь при свободном и прямом взаимодействии Церкви с различными ветвями власти на всех уровнях.
Укрепление традиционных духовно-религиозных начал в России окажет одухотворяющее действие на юридическую систему страны и обеспечит воспроизводство права в его изначальном священном смысле. От соработничества православных богословов (и богословов иных традиционных конфессий) и правоведов, в немалой степени зависит духовная безопасность гражданского общества, создание совершенной законодательной базы, способной защитить граждан страны от экспансии сектантов, а также от религиозного экстремизма.
Конституция Российской Федерации провозглашает приоритет прав и свобод личности, и это в свою очередь требует реализации эффективного механизма их защиты. Признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина – прямая обязанность государства.
Любые попытки распространения идей и взглядов, подрывающих доверие и уважение к православию и иным традиционным вероисповеданиям, вызывающих неприязнь и другие отрицательные чувства к образу жизни, религиозным чувствам верующих, посягают на честь и достоинство граждан, их конституционные права и свободы.
Поэтому одним из путей предотвращения конфликтов на религиозной почве является гармонизация государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений силами государства, самих религиозных организаций, традиционных для России, и широкой общественности.
Взаимосвязь духовно-религиозного и правового сознания выступает основой взаимодействия религиозной и правовой форм общественной жизни. Духовно-религиозное сознание оказывает весьма существенное влияние на правовое, помогая ему выстроить гармоничное соотношение интересов личности и общественных требований, установить ту необходимую меру ограничения свободы человека в обществе, которую можно было бы признать справедливой.
Использованная литература:
- Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998;
- Хвыля-Олинтер А.И. Влияние религиозного фактора на формирование правового сознания // Гуманитарные науки и юридическое мировоззрение: Материалы межвузовской научно-практической конференции, 30 марта 2003 г. Белгород, 2003;
- Трубецкой E.H. Энциклопедия права / Под ред. Сальникова В.П. СПб: издательство «Лань», 1999;
- Цыпин В.А., прот. Церковное право.- М., 1996.