Иеромонах Геннадий (Поляков). Страшная тайна любви

Иеромонах Геннадий (Поляков). Страшная тайна любви

События сегодняшнего праздника, Входа Господня в Иерусалим, всегда давали исследователям Священной Истории повод для недоумения: как народ, провозгласивший Христа царем, восторженно покланявшийся Ему, уже через несколько дней отверг Его, заявив: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин 19:15)? Здесь не простое легкомыслие, которое, конечно, присуще народной массе. В этих событиях открывается глубокая тайна любви и предательства. Не следует думать, что изменить может тот, кто всегда ненавидит. Как раз наоборот, предателем становится обычно тот, кто прежде был верен, кто горячо любил. Мужчина и женщина, однажды полюбившие друг друга и затем расставшиеся, могут потом долгие годы не отпускать один другого, предъявлять бесконечные претензии, даже мстить. Только верующий, возложивший все упование на Бога и умоляющий Его о помощи в отчаянных ситуациях, если по каким-то причинам не получит эту помощь, может превратиться в настоящего кощунника, возмущенного, как ему кажется, Божественным равнодушием.

Поэтому нам должна быть понятна трагедия ветхозаветного еврейского народа, состоящая в постоянной любви и предательстве Бога. Другие народы не знали Единого Истинного Творца, поэтому они и никогда не могли Ему по-настоящему изменить. Весь Ветхий Завет наполнен падениями и восстаниями именно евреев. Но вот наконец является долгожданный Мессия, на Котором сходятся все чаяния истомившегося народа. И Его даже на какое-то время принимают, но это время не продолжительное. Вскоре народ своими же руками и губит единственную надежду на свою славу и духовное верховенство над всем миром. Отныне именно евреи становятся вечно гонимыми и попрекаемыми за это убийство осколками, разбросанными по всем краям земли. Святой апостол Павел, переживавший эту трагедию как свою личную, признавался, что желал бы сам быть отлученным от Христа, лишь бы его единоплеменники принесли покаяние в содеянном Богоубийстве (Рим 9:3). Однако нельзя спасти заблуждающихся даже ценой своей жизни, если они по упорному ожесточению продолжают пребывать в постоянной тьме. Только по-настоящему очаровавшийся Израиль и мог по-настоящему разочароваться и озлобиться.

Проблема измены Богу касается не только еврейского народа, она имеет прямое отношение и к нашей Церкви. Провозгласив себя Третьим Римом, последней твердыней на пути пришествия антихриста, мы тем самым возложили на себя огромную ответственность за судьбу всего мира. И до определенной поры достойно несли этот крест. Европейцы, приезжая на Русь, поражались ее религиозностью и обилием красивых храмов. По отзывам очевидцев, это был народ с железными ногами, способный выстаивать многочасовые службы, это были люди, преданные всем деталям обряда, это была страна, превратившая себя в огромный монастырь со строгим уставом. Христиане других стран недоумевали, почему нельзя все устроить более спокойно и практично, зачем нужно становиться такими истыми исповедниками? Но уже в послепетровской России началось постепенное охлаждение к вере. Двадцатый же век стал настоящей трагедией нашего народа, с головой бросившегося в омут исступленного богоборчества. И опять же более практичные народы, уже сами охладевшие к вере и отходящие от Христа, не могли понять пафос этого яростного отрицания. Зачем нужно было кощунственно разрушать храмы, когда можно было сделать их памятниками культуры, превратить в концертные залы или кафе? Зачем нужно было издеваться над духовенством и поголовно его истреблять, когда можно было объявить, что священник – это в наши дни не престижная и старомодная профессия, которая не привлекает молодежь? Зачем нужно было становиться позором и посмешищем для всего мира, когда можно было просто сделать вид, что Христа больше нет в нашей жизни, что Он уже давно устарел и ушел в прошлое? Только совершенная любовь к Богу и могла породить на Руси и столь же совершенную ненависть к Нему.

Драма духовной измены касается и многих из нас лично. Сколько раз мы обещали в своем сердце, что отныне будем навсегда верны Христу, что теперь уже никогда не совершим тот или иной грех. И сколько раз чуть ли не тут же совершали что-нибудь постыдное, при воспоминании о чем потом приходилось краснеть и горько раскаиваться. И чем горячее было обещание начать жизнь сначала, тем больнее было видеть собственное бессилие это сделать. Евреи между царским прославлением Спасителя и Его позорным убийством продержались, по крайней мере, несколько дней, мы же почитаем и распинаем Христа в своей жизни ежедневно. Только изо всех сил стремясь к святости, и можно почувствовать всю мерзость нашего нынешнего состояния.

Однако евангельская история не только трагична, она вместе с тем несет и подлинную надежду. Почти все тогда отреклись от Христа, но не все стали законченными предателями. Иуда Искариот так и не нашел в себе сил пасть в ноги Спасителю и умолять о прощении. Еврейский народ в своей массе и сейчас продолжает упорствовать в своем пагубном заблуждении. Однако даже люди, во время распятия издевавшиеся над Христом, после Его потрясающей смерти возвращались в город, в покаянном порыве бия себя в грудь. Малодушные апостолы, пусть пристыженные и растерянные, с радостью встретили воскресшего Господа. Эти покаянные примеры вселяют надежду и в нас. Упав даже хоть миллион раз, нужно опять вставать и упорно идти дальше, нужно снова и снова обновлять свой завет с Богом, хотя и предчувствуя, что этот завет по нашей греховной немощи будет опять раз за разом нарушаться. Всегда есть надежда и для нашего народа, после семидесятилетней беспросветной тьмы вновь нашедшего в себе силы возродиться для церковной жизни. Лишь бы нам не утратить тот огонь Святого Духа, который воспламеняет сердце и полагает надежду на покаяние даже после самых тяжких падений. А Господь никогда не оставит нас Своей всепрощающей милостью и вечным отеческим долготерпением к заблудшим детям. Только наша искренняя верность Ему может, в конце концов, вопреки всему обрести это Божественное всепрощение. Аминь.

Проповедь иеромонаха Геннадия (Полякова), произнесенная за Литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в праздник Входа Господня в Иерусалим 24 апреля 2016 года.  


Опубликовано 25.04.2016 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter