Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Ты еси иерей во век, по чину Мелхиседекову» (Евр 7:17), – такие слова пророка псалмопевца Давида мы слышали сегодня из уст апостола Павла, которые он повторил в своем послании к евреям. Эти слова относятся к Господу нашему Иисусу Христу, который по мысли апостола Павла становится основанием Нового Завета, становится основанием нового священства, как Мелхиседек, о котором повествует Книга Бытия. Он неизвестен был по своему происхождению, по возрасту, он явился прообразом Безлетного Сына Божия, который по Божеству Своему вечен, а родился на земле от Девы Марии. Два священства и два Завета, вот о чем призывает нас сегодня размышлять Святая Церковь, когда предлагает нам чтение из апостола Павла. Ведь если мы посмотрим на события, которые произошли в этот день в Иерусалиме, то к удивлению заметим, что люди, встретившие младенца Христа в храме Господнем, не были, так выразимся, «профессиональными» священнослужителями. О Симеоне известно, что он был ученым мужем, но не был из числа сынов Израилевых или из колена Аарона. Пророчица Анна была при храме, но никто из священнослужителей храма не заметил этого события.
Для нас это большое напоминание, что, по мысли нашего современника о. Иоанна Крестьянкина, «…проблема священников Нового Завета заключается в том, что мы находимся при благодати, но без благодати, и не имеем этого дара Духа Святаго, который бы дал нам зреть пути Божии в нашей жизни и нас окружающих людей». Ветхозаветное священство имело, как говорит апостол Павел, «плотской закон» — оно передавалось по наследству. Новозаветное священство не имеет такого закона, строго говоря, священством называется весь христианский род. События сегодняшнего праздника каждому из нас служат напоминанием о том, что Христос стал не просто Основанием Нового Завета, но Христос есть сам Новый Завет, ибо в Нем соединились человечество и Божество, в лице едином слились так, как человек никогда бы не мог и подумать.
Новый Завет неисчислимо превосходит Ветхий Завет. Сегодняшний день – это день встречи двух Заветов, передачи томительного ожидания Ветхого Завета: все свои права он передает Новому, в котором ожидание тоже есть, но оно имеет другой характер, ожидание радостной уверенности несомненной встречи с Господом Богом.
Каждый из нас надеется на эту встречу. Здесь мы многому может научиться у праведного Симеона и святой Анны и в тоже время понять, что Господь пришел в этот храм, несмотря на нечестие первосвященников и священников, для того чтобы подтвердить Свое обетование, данное в Ветхом Завете, и исполнить его в полноте силы Святого Духа.
Казалось бы, Симеон Богоприимец совершенно неповторим – он единственный, принявший на руки Спасителя. В то же времяи мы являемся Богоприимцами – мы принимаем Христа в Святых Таинах, при причастии Святых Тела и Крови Господней. И принимаем Его не только в руки, но и в самые свои уста.
Вспоминая другого Симеона – Нового Богослова, который является певцом и поэтом соединения христианина с Богом, мы всегда должны помнить то благоговение, к которому призывают нас Святые Отцы. Так, Симеон Новый Богослов говорит о Господе: «Невместимый для всех, Ты становишься как бы малым и в руках у меня и во устах моих, Боже».
Действительно, эта страшная тайна совершается каждую Божественную литургию в наших храмах, и мы должны быть внимательны к тому, чтобы эта встреча принесла свои плоды. Необходимо, чтобы Христос не только родился в нашем сердце, но чтобы мы дали ему место возрасти в нашей душе. Мы должны, по мысли того же апостола Павла, сораспяться Христу и с Ним совоскреснуть. Мы должны быть носителями того Святого Духа, с Которым пришел Господь, и Который Он принес на землю. Будем молиться, чтобы все встречи в нашей жизни и с людьми – прообразом Божиим, и с Самим Господом, неложно пребывающем в величайшем Таинстве Евхаристии, привели нас к долгожданной встрече при исходе из этой жизни. Помолимся святым Симеону и Анне, чтобы мы в конце нашего земного пути оказались исполнены даров Святого Духа и удостоились встречи во Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Ему же слава подобает со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Проповедь в праздник Сретения Господня, произнесенная за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 15 февраля 2011 г.