Сирия — вот то место, где, казалось бы, открывается смысл произнесенных в древности эсхатологических пророчеств; где силы зла восстали на христиан, наследников распятого Бога; где со звериной жестокостью попирается Крест Христов! Почему только один символ, украшающий храмы древнего города Маалюля и христианином бережно хранимый на груди, стал причиной предрассудков и ненависти тех, кто готов переделать мир сообразно своей ложной человеческой мудрости?
Крест! Одно слово, упоминание которого служит стимулом к преображению жизни для одних людей и камнем преткновения для других! Что мы, как не раз читавшие Евангелие Иисуса Христа, вспоминаем при виде главного христианского символа? Страдания, позорная смерть, распятый Бог – с одной стороны, но также — Воскресение, победа Человека над смертью и вечная жизнь! Порой, для стороннего слушателя, житейская мудрость которого позволяет ему судить веру или убеждения других, подобный ассоциативный ряд кажется абсурдом, плодом больного воображения безумцев, лишенных всякой умственной деятельности. Как такое возможно: Бог в мучениях умирает на Кресте, чтобы победить смерть, чтобы лишить ее прежней власти над человеком? Кажется, что никакая логика не способна дать определенный, вразумительный ответ на поставленный вопрос!
Для меня же Крест ассоциируется еще с одними значимыми явлениями духовного порядка: подвигом крестоношения, исповедничеством и противостоянием одержимой ненависти к христианскому символу. Сегодня источником подобных рассуждений служат события, происходящие в разоренной гражданской войной Сирии. Вот то место, где, казалось бы, открывается смысл произнесенных в древности эсхатологических пророчеств; где силы зла восстали на христиан, наследников распятого Бога; где со звериной жестокостью попирается Крест Христов! Почему только один символ, украшающий храмы древнего города Маалюля и христианином бережно хранимый на груди, стал причиной предрассудков и ненависти тех, кто готов переделать мир сообразно своей ложной человеческой мудрости?
На все поставленные нами вопросы отвечает апостол Павел в своем первом послании к Коринфяном, а именно: в своем Слове о Кресте. В то время, когда апостол Павел обращался с посланием к христианам Коринфа, церковь последних находилась на грани раскола. Как часто бывает, причиной подобного разделения была человеческая гордыня, которая выражалась в превозношении одних христиан над другими. Гордецы считали себя обладателями совершенного знания о Христе, кичились своей мудростью, освобождавшей их от излишней павловской проповеди о Кресте Господнем. Поверив в свою силу и мнимую мудрость, раскольники не желали слышать о распятом Боге, о позорном орудии смерти; отказывались от подвига крестоношения, оправдывая свое нерадение одним лишь фактом крещения во Иисуса Христа.
Однако апостол разоблачает гордецов, лишает их основания веры в свои мнимые силы и мудрость! Ведь только уверовавшие во Христа распятого, умершего на Кресте и воскресшего, обладают силой Божией и Его премудростью. Сила распятого Христа заключена в Его победе над смертью, а премудрость Божия – в том, каким образом произошло спасение мира. Тем же, кто отверг славу Креста, апостол Павел, ссылаясь на Священное Писание, выносит приговор: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1Кор.1:19).
В своем Слове о Кресте Павел выделил две категории людей, не способных принять Евангельскую истину во всей ее полноте: мудрецов — подразумевая эллинов — и книжников-законников, то есть иудеев. Именно перечисленным категориям людей проповедь Павла кажется юродством и безумием, так как Крест, орудие казни, не соотносится с величием Божием и Его всемогуществом.
Иудеи, ожидавшие своего спасителя, не смогли в распятом Иисусе Христе распознать Мессию! По их представлениям Мессия – это могучий царь, способный завоевать все царства мира и вознести иудеев над всеми народами и державами! Приход такого царя должен был сопровождаться великими чудесами и знамениями, а не унижением на Кресте, когда, по закону Моисея, «проклят пред Богом всякий повешенный на древе» (Втор. 21: 23). Поэтому такая проповедь была для иудеев соблазном, она раздражала.
Эллины же, привыкшие к разумной оценке действительности, превозносившие свою мудрость, не способны были увидеть Бога в распятом, как разбойник, Человеке. Проповедь о силе и славе Того, Кто считался слабым и бесславным, казалась наследникам греческой мудрости глупостью и безумием.
Однако апостол Павел тверд в своем убеждении: всем мудрецам, не уверовавшим в распятого Христа, попущены Богом безумие и погибель. Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы и сами можем удостовериться в истинность обвинений Павла, когда окружающая нас действительность свидетельствует о безумстве мира, не уверовавшего в Господа нашего Иисуса Христа; Бога распятого и воскресшего; Победителя смерти и Дарителя Своих Божественных премудрости и благодати. С запада и востока приходят к нам вести о попрании Креста Господня. Запад, искушенный достижениями науки и просвещенного гуманизма, отказался от искупительного подвига Иисуса Христа. Увидев в Распятом на Кресте слабость и бесславие, запад, напомнивший нам эллинов, посчитал для себя безумием верить в Бога. Куда как сильнее человек, способный выбирать вектор своего жизненного пути, руководствуясь исключительно своей человеческой мудростью.
Восток же в своем чаянии мирового господства, когда все державы и народы будут подчинены одному закону, жестокому в своих предписаниях, как и иудеи, когда-то, не способен понять искупительный подвиг Иисуса Христа. В Кресте Господнем восток видит оскорбление величия и могущества Всевышнего, оскорбление, которое служит соблазном, раздражителем, источником немыслимого насилия.
Будучи очевидцами вероотступничества и безбожия в нашем современном мире, мы могли бы впасть в уныние и отчаяние, если бы не свидетельства подвига крестоношения и исповедничества, совершаемые христианами со силою Божией и Божией премудростью. И апостол Павел указывает нам о призванных среди Иудеев и Эллинов, которые уверовав, получили указанные дары! Так, в современном мире мы можем найти примеры христиан, призванных свидетельствовать о своей вере во Христа Распятого и достойно несущих свой крест! На западе христиане лишаются свободы за отстаивание семейных ценностей и защиту духовного здоровья своих детей. На востоке же и вовсе христиане лишаются жизни за имя свое, за верность Господу, распятому и воскресшему!
К сожалению, дорогие отцы, братия и сестры, порой, и мы видим в Кресте Господнем страдание и боль. Порой, и мы проявляем нерадение в подвиге крестоношения, успокаивая свою совесть мнимой слабостью и несостоятельностью в познании вероучительных истин. Однако не мы ли, христиане, призваны Богом юродством проповеди Его, не мы ли — наследники Божественной премудрости и благодати, истинного знамения и чуда для верующих в Иисуса Христа. Поэтому, взирая на наших современников, несущих подвиги на толерантном и политкорректном западе и нетерпимом к «крестоносцам» востоке, мы не должны забывать, что Крест – дар Божий, через который – Воскресение и жизнь вечная. Аминь!
Проповедь магистранта СПбПДА иеромонаха Сергия (Иванова) в домовом храме академии в день Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября 2013 года