Интервью с первым проректором Хабаровской духовной семинарии игуменом Ефремом (Просянком), посвященное интеграции духовных учебных заведений в Болонский процесс, духовному воспитанию будущих пастырей и миссии на Дальнем Востоке.
— Отец Ефрем, расскажите, пожалуйста, о специфике интеграции Болонского процесса в систему духовного образования Хабаровской духовной семинарии.
— Хабаровская духовная семинария первой среди семинарий Русской Православной Церкви получила лицензию на ведение образовательной деятельности по государственному стандарту «Теология» и, естественно, что конечной целью данного мероприятия является получение аккредитации. Ввиду того что аккредитация учебного заведения по существующей ныне норме в нашей стране возможна, если учебный план для реализации образовательного стандарта выстроен по Болонской методологии, естественно, администрация семинарии провела совещание, где были определены цели и задачи по перестройке ныне действующей системы с учетом болонских принципов. Сейчас наша семинария еще полностью не перестроилась на образовательную деятельность по болонской методологии, но работа идет, и можно сказать, подходит к своему завершению. С 2011-2012 учебного года мы полностью перейдем на работу по новому формату.
— Основной задачей Хабаровской семинарии, помимо подготовки священнослужителей для епархий Дальнего Востока, является также развитие исследований в области истории и методологии христианской миссии. Подразумевает ли Болонский процесс коренное изменение данной методологии, данной специфики в условиях интеграции в европейское научно-образовательное пространство?
— Здесь, конечно, никаких противоречий нет, Болонский процесс призывает преподавателей и студентов к большей мобильности. Для каждого современного православного человека совершенно очевидно, что если мы не будем идти в ногу со временем, то наша миссия не будет иметь никакого успеха, и, конечно, Болонская методология никаких препятствий для христианской миссии в современном мире не несет. Болонский процесс призывает строить образовательную систему в новом формате. Христианская же миссия должна на современном языке призывать и приводить людей к Богу. Мы имеем дело с разными областями. Конечно, работа в новом формате подготовки священнослужителей не будет нести никого ущерба лишь в том случае, если администрация духовной школы не только на высоком уровне организует учебный процесс, но и должным образом поставит воспитательную работу как в рамках учебного процесса, так и в разных формах внеучебной деятельности. При этом очень важно помнить о том опыте наших духовных школ, который был накоплен за последние 50-60 лет. Воспитание пастырей Церкви – многогранный процесс, лишь отчасти связанный с учебой.
— Болонский процесс так или иначе подразумевает либерализацию, т. е. свободу научной мысли, свободу богословской мысли, богословской дискуссии. Нет ли здесь противоречия с таким понятием как традиционность богословского образования?
— Когда мы говорим о традиции духовного образования в Русской Православной Церкви, то имеем в виду то лучшее, что было сделано, особенно в XX столетии. Мы знаем, что еще Святейший Патриарх Алексий I при возрождении духовных школ большое внимание уделял воспитательному процессу, а воспитательный процесс в любой семинарии или академии проходит в той благодатной среда, которая созидается вокруг храма и богослужения. Болонский процесс предполагает новый подход к преподавательской деятельности, как Вы сказали, свободу научной мысли и дискуссии, но это никоим образом не относится к какому-то либеральному пониманию церковного вероучения, православной догматики, традиций. Духовная жизнь семинарии созидается администрацией семинарии, ее духовником не вокруг принципов Болонского процесса, а вокруг Евхаристической Чаши. Если мы говорим о новых формах преподавания и получения образования нашими семинаристами, то мы при этом большее внимание должны уделять правильной жизни в семинарии. Никакие процессы не могут что-либо изменить в благодатной ежедневной обязанности и потребности каждого христианина совершать утреннюю и вечернюю молитву, получать назидание при чтении житий святых, изучать церковно-богослужебный устав не по книгам, а на практике. Руководству каждой семинарии необходимо помнить, что учебно-воспитательный процесс должен ориентироваться на лучшие традиции нашего семинарского учебно-воспитательного процесса и с учетом потребностей времени улучшаться. Например, в Хабаровской духовной семинарии нет такого предмета как агиология, но есть четкий устав чтения за трапезой, и поставленный на то студент следит, чтобы на каждой трапезе прочитывались жития святых, память которых приходится на данный день, а также прочитывались дневниковые записи, духовно-нравственные поучения отечественных подвижников благочестия. Это всегда с интересом затем обсуждается семинаристами, да и преподавателями. Такая форма может быть гораздо эффективнее аудиторных лекций и зубрежки.
— Отец Ефрем, как привлечь к активной деятельности преподавателей и студентов, чтобы преобразования в системе духовного образования не остались только на словах или на бумаге? Каков опыт Хабаровской духовной семинарии и каково Ваше видение как ее первого проректора?
— Здесь, конечно, каждый для себя должен ответить на вопрос, хочет ли он быть православным христианином, и если на этот вопрос человек отвечает положительно, то всю свою жизнь в современном мире он должен строить в соответствии с тем, чтобы быть в авангарде современной жизни. Если человек не подвигает себя к работе с литературой, с источниками, то он лишает себя приобщения к сокровищнице веры и чисто научных знаний. Если человек не пытается изменить себя внутри, то он, конечно, в своей внешней деятельности будет человеком расслабленным. Современная жизнь требует от нас того, чтобы каждый православный христианин был современным человеком, потому что в мире существует очень большая потребность в живом примере. Если человек не безразличен к своему спасению, то он никогда не будет сидеть на месте – он будет всегда приобщаться к сокровищнице знаний, изменять себя в соответствии с тем лучшим, что он почерпнет из нее. Для того чтобы наши преобразования не оставались на бумаге, а находили свое воплощение в реальной жизни, и преподаватели, и студенты, конечно же, должны осознать ту ответственность, которую на нас возлагает Господь в наши дни. Мы должны вдохновиться той миссией, которая на нас возлагается. Мы дадим ответ Господу за то, как использовали открывшиеся для нас возможности.
— Хабаровская семинария стала первым духовным учебным заведением Русской Православной Церкви, прошедшим необходимые процедуры лицензирования по государственным образовательным стандартам. В связи с эти возникает вопрос: может ли со стороны чиновников возникнуть контроль, навязывание своего видения развития сферы богословского образования? Какие здесь могут быть решения?
— Когда Хабаровская духовная семинария получила лицензию, то мы увидели, что абсолютно никакой опасности в работе по госстандарту нет. И повторю: грамотно выстроенная духовная жизнь, богослужебная практика семинаристов — это то, что, естественно, никакой госстандарт не описывает, это часть пастырской подготовки. Наш государственный стандарт не предполагает, например, регулярной Исповеди и Причащения, но это потребность каждого христианина. Если мы возьмем студентов светского вуза, то для каждого, кто исповедует Христа и старается приступать к Таинству Исповеди и Причащения, учебный план его учебного заведения не мешает христианской жизни. То же самое в отношении духовной семинарии. Причем участие в Таинствах Церкви для семинаристов более доступно, ибо при каждой семинарии есть домовый храм. В стенах семинарии студенты получают опыт общинной жизни с собратьями и преподавателями, никакой госстандарт в нашу христианскую жизнь ничего нового не вносит и не может внести по определению. Госстандарта бояться не нужно, нужно бояться своего нежелания изменяться и соответствовать высокому званию христианина.
— Многие студенты, выпускники духовных академий боятся Дальнего Востока, дальнего распределения. Как быть с этим? Какие у Вас могут быть «слова утешения»?
— Да, здесь, наверное, уместно будет вспомнить святителя Григория Богослова, который говорил: «Любое слово можно опровергнуть словом, но что может опровергнуть личный пример?» Я сам, являясь постриженником Московской духовной академии, был направлен в командировку на Дальний Восток, в Хабаровскую семинарию. Вначале боялся не работы в семинарии, а скорее, расстояния, когда взглянул на карту. Когда оказался на Дальнем Востоке, то увидел, что это – динамично развивающийся регион. Государственная власть многое делает для развития разных областей жизни на Дальнем Востоке, в том числе содействует развитию церковной жизни. Таким образом, все в этом регионе благоприятствует плодотворной деятельности. Мы видим, что мы там нужны, очень радостно видеть, что наша деятельность приносит плоды. Везде, где бы мы ни оказались — на Дальнем Востоке, на Ближнем Востоке, в Москве, в Санкт-Петербурге — везде мы должны свидетельствовать самой жизнью о своей вере в Бога, в соответствии со своей верой исполнять то послушание, которое на нас возлагает Господь. А оно возлагается от Бога через людей, поставленных распределять нас на разные послушания, в том числе для преподавательской и миссионерской деятельности. В Хабаровске очень интересная, насыщенная жизнь. Там по-настоящему можно почувствовать ценность полученных в академии знаний, получить уникальный опыт работы с разной аудиторией, не только семинарской. На телевидении, на различных радиостанциях, в вузах и школах молодые преподаватели семинарии – самые желанные гости. Поэтому каждому выпускнику наших духовных академий я бы очень искренне пожелал оказаться на Дальнем Востоке для того, чтобы увидеть живой интерес к вере и своими знаниями поделиться с теми, кто в них нуждается, кто их ждет.
Беседовал: Вадим Лозовский