Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Всего один день отделяет нас от времени, которое издревле в Церкви называлось Великим постом. Для большинства не только светских, но и церковных людей, это время часто понимается в отрицательном смысле — как время запретов и ограничений, когда нельзя есть определенные продукты, уделять время развлечениям, много говорить и т.д. Очень часто такие внешние ограничения становятся целью всего поста. И очень редко за ними мы можем увидеть главное — основной смысл и призыв поста. Призыв к тому, чтобы мы вспомнили о нашем Небесном Отечестве и задумались о том, кто мы, откуда мы пришли, для чего живем здесь и куда направляемся.
Не случайно, что Великий пост начинается на следующий день после воспоминания изгнания Адама из рая. Событие, которое произошло на заре истории человечества, но которое имеет непосредственное отношение к каждому из нас, вновь и вновь напоминает нам о том, что с самого рождения в состоянии изгнания находимся и мы сами. В каком-то смысле все мы являемся эмигрантами на земле, людьми, которые потеряли свою Небесную Родину и живут на чужбине — в стране далече.
Древнегреческий философ Платон, поясняя свое учение об идеях, сравнил наш мир с пещерой, в которую с младенчества были изгнаны люди, и которые живут в ней уже многие поколения. В этой пещере люди настолько успели привыкнуть к темноте, что стали считать ее совершенно естественной, что никогда не существовало ничего светлого, а что солнце и Небо — только миф и вымысел. Постепенно люди забыли о Небе, перестали искать его, стремиться к нему и всецело погрузились в свои пещерные дела, заботы и суету. И вот однажды один из людей, преодолевая огромные трудности, все-таки сумел выбраться наружу и познал красоту окружающего мира — солнце, звезды, необыкновенную красоту природы, которую еще никогда не видел в своей жизни. Придя в восторг, он поспешил вернуться обратно, для того чтобы рассказать людям об этой красоте, помочь им выбраться и увидеть настоящий мир. Но когда он спустился в пещеру, люди не только не поверили ему, но даже начали над ним смеяться. Они назвали его сумасшедшим и смешным. Сказали, что это восхождение к свету только изменило его в худшую сторону, испортило его зрение, нарушило ум. Некоторые из них решились даже непременно убить его, если он только осмелится повести наверх кого-нибудь из поверивших ему людей.
Эту знаменитую аллегорию Платон написал в 360 г. до Рождества Христова. Спустя 360 лет после этого в наш мир действительно приходит подобный Человек. И Он действительно выглядит немного странным для людей — Он не ищет славы, не ищет богатств, власти, наслаждений и даже хотя бы самой малой выгоды для Себя. Он общается с людьми, которых все презирают — с пьяницами, прелюбодеями, больными, нищими. И наоборот, Он сторонится людей, которых все почитают и уважают — царей, начальников, религиозных лидеров, богачей. Он практически не говорит о любви — Он просто любит. Не боясь отдать себя слишком много, Он отдает Себя целиком, для того чтобы люди смогли увидеть в Нем другой мир и другие отношения. Мир, который еще «не видел глаз, не слышало ухо, и который даже не приходил на сердце» человеку. Людям, привыкшим к темным пещерным отношениям, Он говорил: «Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Но так же, как в мифе Платона большинство людей не поверили Ему, они стали смеяться и даже называть Его сумасшедшим. Нашлись даже такие, которые решились убить Его, чтобы Он только не мешал им жить своей темной жизнью и не будоражил умы людей рассказами о Небе, свете и любви.
И вот спустя 2000 лет мало что изменилось в этой пещере. Она стала только более комфортной и удобной для жизни, а у людей появилось еще больше разных дел и развлечений, и они еще больше полюбили ее. Но от этого не изменилось главное — она не перестала быть пещерой, а отношения между людьми — не стали светлее. Всецело погрузившись в свои дела, люди совсем забыли о Том, Кто однажды спустился к ним, для того чтобы рассказать о красоте истинного мира и красоте истинных отношений. И Который позвал каждого человека последовать за Собой на самый верх, для того чтобы достичь истинного счастья.
Каждый из нас знает, как непросто бывает последовать этому призыву! Как трудно хотя бы просто отрешиться от земных дел и суеты и устремить свой взор к Небу, не говоря уже о том, чтобы ежедневно следовать туда за Спасителем по проложенной Им узкой горной тропе!
И в этом отношении время Великого поста — это время возможностей. Оно помогает нам вырваться из нашего привычного состояния, образа мыслей и забот, вспомнить о том, что мы созданы для жизни в раю, для того чтобы знать Бога, общаться с Ним и приносить окружающим нас людям только радость и счастье. Время Великого поста — это время духовного пробуждения, которое помогает нам прийти в себя и вспомнить, что основной смысл нашей жизни — это непрекращающееся паломничество в Царство Небесное.
Кто-то из нас уже начал это паломничество, кому-то еще только предстоит на него встать, но чаще всего случается так, что, встав на него, мы через некоторое время с него сходим или же сбиваемся с верного пути. Это можно сравнить с кораблем, у которого во время плавания ломается компас, а густые облака и сильный шторм не дают ему возможности вновь встать на верный курс. Время Великого поста помогает нам успокоить шторм страстей, рассеивает облака суеты и помогает вновь увидеть звезды, для того чтобы посмотрев на них, увидеть истинное направление своего плавания, чтобы рано или поздно достичь другого неба и другой земли, где уже не будет болезни, печали, зла, обид и предательств.
Только люди с чистыми сердцами смогут достичь этой земли, и только те, в ком нет и капли зла — смогут беспрепятственно сойти на берег, чтобы жить в обществе таких же чистых, светлых и любящих людей.
И поэтому время Великого поста — это еще и время очищения, которое мы обычно называем покаянием. Оно дает нам возможность очистить свое сердце от тех семян зла, которые в нем прорастают. Чтобы, свободное от греха, оно словно духовный компас указывало нам верное направление нашего пути. Чтобы мы чистыми сердцами могли увидеть Бога, последовать за Ним и достичь красоты истинного мира.
Дорогие братья и сестры, я желаю всем нам никогда не забывать о нашем Небесном Отечестве, всегда стремиться к нему и всякий раз встречать начало благодатного времени сорокодневного путешествия к Пасхе с радостью, потому что это время помогает нам в том нелегком путешествии домой, которое будет продолжаться в течение всей нашей жизни. Давайте в это время будем меньше говорить о любви и вместо этого будем больше любить и приносить людям больше радости и счастья, чтобы Великий пост стал для нас не только временем запретов, но прежде всего — временем возможностей и приобретений, которые очистят наше сердце от греха, наполнят его светом и сделают нас еще ближе к Богу, Божией Матери, святым и нашей потерянной Родине — Царству Небесному. Аминь.
Проповедь Иоанна Крутенко, студента I курса исторического отделения академии, произнесенная на Всенощном бдении накануне Недели сыропустной в храме Иоанна Богослова.