Жизнь вечная невозможна без единства людей

Жизнь вечная невозможна без единства людей

Сегодня мы с вами слышали евангельское чтение, которое называется Первосвященнической молитвой Господа нашего Иисуса Христа. В этом отрывке очень много тем для размышлений, но мы обратимся к двум: о жизни вечной и единстве.

Многие задаются вопросом, что такое жизнь вечная? Что такое вечность? С одной стороны, эти вопросы кажутся простыми и ответы на них очевидными, а с другой – действительно, приходится задумываться. Однажды ко мне обратилась пожилая женщина, которая работала преподавателем иностранных языков в университете. Она задала мне вопрос: что такое вечность? Мне показался вопрос странным. Но когда я стал на него отвечать, то пришел к выводу, что о вечности я ничего не понимаю и не могу своими ответами удовлетворить вопрошающую. Вечность – это абстрактная категория. Она непонятна человеку, который живет во времени. Но если обратиться к Слову Божьему, к Евангелию, то нам Господь дает вполне четкое определение вечной жизни – это значит знать Бога, единого Истинного Бога, и посланного Им Иисуса Христа (Ин. 17:3). Вот что представляет из себя вечная жизнь. Это знание Бога, это опытное переживание Бога. Действительно, если человек не будет знать Бога, тогда у него не будет вечной жизни. Вообще не будет никакой жизни, так как жизнь возможна только в Боге по Его святым словам: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14:6). Но даже такое Богооткровенное понимание вечной жизни понятно немногим, так как знание Бога может быть только на опыте, а рациональное познание Бога – это только начальная ступень Богопознания. Даже атеисты имеют рациональное знание о Боге, но до знания Бога так и не доходят в своей жизни.

Вечная жизнь – это не просто что-то отдаленное от нас, это то, что скоро предстоит каждому человеку испытать на своем личном опыте. Поэтому, святые отцы рекомендуют христианину размышлять о вечной жизни. Например, святитель Тихон Задонский говорит о том, что размышлять о вечной жизни полезно, так как появляется желание ее унаследовать. Также полезно размышлять и о вечных муках, так как это предостережет от многих грехов.

Следует обратить внимание на то, что Священное Писание нам открывает понимание многого, что человек не может познать через свой опыт. Например, тайну Бога, выражающуюся в Троическом единстве. Это было открыто человеку. Также и понимание вечной жизни, которую человек не может познать своими усилиями, живя на земле, Господь открывает людям, говоря, что это знание Бога.

В сегодняшнем Евангелии Христос раскрывает то, как можно достичь вечной жизни и познать Бога – через жизнь в единстве, чтобы люди были едины друг с другом, как в единстве находятся Бог Отец и Сын Божий. Для чего нужно единство? Единство необходимо для того, чтобы совершать единое дело, чтобы жить в мире и согласии. Без единства не устоит ни одна семья, ни одно общество. Все разделения, которые возникают у людей – это попытка обособиться, удовлетворить своему эгоизму. Единство учит человека преодолевать самость, жертвовать собой, как пожертвовал Своей жизнью Господь наш Иисус Христос ради единства всех людей с Богом. Святые отцы Церкви говорят о том, что христиане должны быть едины, так как одно из свойств Церкви – это единство. Конечно, быть едиными очень тяжело. Человека часто тянет к ссорам, разногласиям. Но преодоление всего этого и есть жизненный подвиг христианина.

Образом единства может служить дерево. Представим, что листья скажут ветвям, стволу и корням, что они не хотят расти вместе с ними, что они будут существовать отдельно. В таком случае, они просто высохнут, погибнут и разрушатся. Также и в жизни человеческого общества – каждый не должен отходить от помощи и совместной жизни друг с другом, иначе наступит погибель для такого человека. В первую очередь погибель духовная. Все люди нуждаются в помощи, поэтому нужно стараться ее оказать тем, кто окружает тебя: кому-то словом, кому-то делом, кого-то утешить, за кого-то порадоваться и, самое главное, помолиться друг за друга.

Таким образом, братья и сестры, Господь наш Иисус Христос учит нас молиться за ближних, чтобы мы были едины в человеческом обществе и едины с Богом, достигая познания нашего Небесного Отца, Который да удостоит нас вечного блаженства.

Проповедь аспиранта II курса кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Алексея Артюхова в храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Божественной литургии в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора 24 мая 2015 года. 


Опубликовано 24.05.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter