Михаил Иванович Каринский родился 4/16 ноября 1840 г. в Москве в семье священника Иоанна Александровича Каринского. Мать – Мария Герасимнова Каринская (Лебедева).
Михаил Иванович поступил на обучение в Московскую Духовную Семинарию в 1852 г. В 1858 г. с отличием закончил обучение в семинарии в этом же году поступает в Московскую Духовную Академию. Во время обучения в академии Михаил Иванович обучался философии у Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова он был известным русским религиозным философом того времени, является создателем “школы верующего разума”. В 1862 г. Михаил Иванович с успехом заканчивает Духовную Академию и получает степень магистра. А уже через год определен в Вифанскую Духовную Семинарию в качестве профессора по гражданской истории и греческому языку. В 1865 г. Михаил Иванович был переведен обратно в Московскую Духовную Семинарию в качестве профессора по латинского языку, логике и психологии, три года спустя он будет преподавать педагогику на 5 курсе семинарии. [3, С. 217-218.]
В 1867 г. после смерти В. Н. Карпова, Михаил Иванович предложил свою кандидатуру на вакантную должность на кафедре по логике и психологии в Санкт-Петербургской Духовной Академии, но конкур выиграл преподаватель Петербургской семинарии А. Е. Светилин. Деятельность Михаила Ивановича в стенах Петербургской Академии начинается с 1869 г., когда он избран советом Духовной Академии на должность доцента кафедры метафизики. В этом же году Керинский женится на Маргарите Викторовне Зотиковой из видной московской семьи Зотиковых. Для повышения уровня квалификации Михаил Иванович был командирован Святейшим Синодом в Германию на один год. Стажировка проходила в университетах Йены, Гейдельберга, Гёттингена, там Михаил Иванович слушал лекции известных немецких философов: К. Рейхлина фон Мельдегга, Р. Г. Лотце, К. Фишера, Э. Г. Целлера. По возвращении в Россию Каринский написал сочинение «Критический обзор последнего периода германской философии» (1873) [3]
В 1873 г. Михаил Иванович получает должность экстраординарного профессора по кафедре метафизики и с этого же года он начинает читать лекции по истории философии, которую будет преподавать до 1894 г., а уже через год подает прошение в Святейший Синод о переводе его на кафедру истории философии, прошение было удовлетворено. В 1880 г. Каринский защищает свою диссертацию «Классификация выводов» на факультете истории филологии Санкт-Петербургского университета и получает степень доктора. [4, С. 268.]
С 1880 г. Каринский ординарный доктор богословского отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1882-1889 гг. читает курсы по философии, психологии, логике на Высших женских курсах и Педагогических курсах в 1891-1892 гг. Умер Михаил Иванович 20 июня\3 июля в 1917 г. на своей даче в Вятской губернии. [4, С. 268.]
В своих трудах Михаил Иванович очень умело пользовался анализом богословских и философских трудов, очень ответственно подходил к критике, которая всегда была объективной и не предвзятой. Его работы по истории философии являются очень ценными. В них он обращается к весьма авторитетным первоисточникам и исследованиям, где скрупулезно разбирает сложные и запутанные вопросы. В очерке «Обзор немецкой философии» Каринский очень умело иллюстрирует развитие и основные идеи немецкой философии от Канта до Гармана. В этой работе Михаил Иванович критикует систему Канта, выделяя её основные недостатки, а нелепые попытки систематизировать немецкую философию по системе Канта являются на его взгляд несостоятельными. [4, С. 268.]
Каринский считал, что при помощи критической философии невозможно строить новую гносеологическую систему. В своей докторской диссертации «Классификация выводов» Каринский предпринял попытку, чтобы решить эту задачу. Без сомнения можно сказать, что его диссертация на данный момент единственный уникальный и значительный труд по логике. Здесь Михаил Иванович показывает несостоятельность направлений в логике: формального (Аристотель) и индуктивного (Бэкон, Милль). На его взгляд невозможно основывать классификацию выводов при противоположности индукций и силлогизмов. [1, С. 21.]
Рекомендуем читателям подробную статью о философских воззрениях М.И. Каринского, опубликованной в нашем Академическом журнале «Христианское чтение»[5]
Основные труды профессора М. И. Каринского:
- «Аполлоний Тианский» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1876)
- «Бесконечное Анаксимандра» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1890)
- «Египетские иудеи» («Христианское чтение», 1870, июль, — С. 121-163; сентябрь, — С. 398-461)
- «К вопросу о позитивизме» («Прав. обозр.», 1875)
- «Классификация выводов. Исследование М. Каринского» (СПб.: 1880)
- «Критический обзор последнего периода германской философии» («Христианское чтение», 1873)
- «Об истинах самоочевидных» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1893).
- «Отрывок из литографированного издания Каринского «Логика» («Вопросы философии», 1947).
- «По поводу полемики г. проф. Введенского против моей книги» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1896),
- «По поводу статьи г. проф. А. И. Введенского» («Вопросы философии и психологии», 1895),
- «Подложные стихи в сочинении иудейского философа Аристовула» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1876),
- «Разбор мнения Милля о постулатах геометрического знания, подразумевающихся при геометрических дефинициях» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1897),
- «Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных» (Пг., 1914),
- «Связь философских взглядов с физико-астрономическими в древнейший период греческой философии» (Христианское чтение, 1883)
- «Связь философских взглядов с физико-астрономическими в древнейший период греческой философии» (Христианское чтение, 1883)
- «Темное свидетельство Ипполита о философе Анаксимене» (Христианское чтение, 1881)
- «Учебники логики М. М. Троицкого» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1889)
- «Ф. Козловский. Учебник логики» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1897),
- «Явление и действительность» («Прав. обозр.», 1878)
- Идеализм и реализм: Историко-критическое обозрение» Петра Линицкого» («Христианское чтение», 1892)
Список литературы:
- Миртов Д. В. М. И. Каринский и его философские воззрения. — «Мысль и слово», Т. 2. М., 1917.
- Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, Т. II, Е – М.
- Родлов Э. Л. Ученая деятельность проф. М. И. Каринского. СПб., 1895.
- Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014.
- Шевцов А.В. Философские воззрения М.И. Каринского // Христианское чтение. 2015. № 3. С. 44-67.
Материал подготовил Торопов Артемий
Историческое общество Санкт-Петербургской Духовной Академии