Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие о Господе братья и сестры! Позвольте еще раз приветствовать вас всех вечно живым и жизнеутверждающим приветствием – Христос Воскресе! Сегодня вся вселенная оглашается этим торжественным приветствием, прославляя Воскресшего Христа, Его победу над диаволом и над последним врагом – смертью, и от этого наши сердца наполняются великой радостью. Той радостью, которой никто не может у нас отнять. Своими страданиями, страшной смертью на кресте Христос совершил дело спасения человеческого рода и открыл нам путь к вечной жизни в раю. И теперь только от нас зависит, пойдем ли мы за Воскресшим Господом. А для этого нам нужна твердая вера в Его Воскресение.
Вера и неверие в величайшее событие всех времен и народов, событие, не поддающееся разумному объяснению, побеждающее все законы бытия, – вот мерило и главный критерий каждой человеческой жизни.
Вера в Воскресение Христово, в это поистине чудо из чудес, полностью меняет человеческую жизнь. Очень хорошо это иллюстрирует пример гонителя Христиан Савла, который после личной встречи с Христом стал ревностным проповедником Евангелия. Почему так случилось? Глубокая убежденность Савла в ложности проповеди христиан о Воскресении Христовом двигала его поступками, но когда его убеждения столкнулись с Воскресшей Истиной, произошел крах ветхого человека и рождение нового. Ярый гонитель стал таким же ярым проповедником гонимого им Христа. Именно поэтому, спустя много лет после этого события, апостол Павел, обращаясь к Коринфским христианам, спорившим о реальности воскресения мертвых, говорит о том, что «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор 15:13-14). Вот самое яркое выражение колоссальной значимости Новозаветной Пасхи в жизни христианина. Вот что является краеугольным камнем нашего земного бытия и залогом нашего личного спасения.
Если Христос не воскрес, что тогда? Что было бы, если бы не было Воскресения и Евангельская история завершилась распятием на Голгофе? Как бы тогда воспринималась история Иисуса Христа? Да, был такой чистый и светлый человек. Он пришел и проповедовал замечательные вещи, исцелял людей и помогал им. Передал людям великие спасительные идеи. Потом на Него донесли, Его арестовали, жестоко пытали и убили. Что дальше? Трагедия еще одной светлой исторической личности. Не существовало бы никакого эпилога. Но Воскресение Христа и вера в это Воскресение являются утверждением одной невероятно важной для каждого человека идеи – зло не может господствовать вечно. Оно нежизнеспособно. Зло побеждается. Побеждается силой Божией и в этом мире и в жизни вечной. И Воскресение Христово показывает нам эту всеобъемлющую победу Бога над дьяволом, а добра над злом!
Поэтому апостол Павел и говорит, что без глубокой уверенности в это событие все для нас бесполезно. Если не было Воскресения, то ад восторжествовал и тогда бесполезно все, что мы проповедуем, бесполезны все догматы, все Таинства, бесполезны богослужения, храмы и все, что является выражением христианской веры, наконец, тщетна и сама вера.
Некоторые могут сказать, что Павел видел Христа и поэтому легко уверовал. Да, видел, но видел Его прежде всего своим сердцем, потому что внешние органы его видения были ослеплены. Павел ощутил прикосновение горячей Любви к своему ледяному сердцу, и Любовь изменила его. Вся дальнейшая жизнь апостола – свидетельство всепобеждающей силы настоящей Воскресшей Любви. Другое хорошее свидетельство – поступок римского военначальника Георгия, отказавшегося от земных благ ради встречи с Воскресшим Господом. Что же так кардинально изменило жизнь этого человека – знатного, богатого и уважаемого в обществе? Что заставило его отказаться от всего этого, ведь с точки зрения человеческого рассудка променять радости жизни на пытки и позорную смерть – это полное безумие! Любовь и уверенность в том, что все радости земные померкли перед величайшей радостью – Радостью Воскресения и вечной жизни с Христом, дали Церкви еще одного великого святого.
В примере апостола язычников и мученика из язычников содержится урок для всех нас. Урок, заключающийся в том, что Любовь есть прямой путь и средство к вере в то событие, которое мы так торжественно отмечаем. Вера в Воскресение Христа превращает нас в новых людей, рожденных для вечной жизни и вечной радости, а не для вечной смерти. Пока еще во временности смерть продолжает действовать, но, по слову святителя Льва Великого, «для нас важно, для кого человек умрёт и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти… Поэтому нам нужно умереть для диавола, а жить для Бога».
Итак, дорогие о Господе братья и сестры, сегодняшнее величайшее торжество призывает нас стремиться оказаться участниками Воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к вечной жизни и, уверовав в Воскресшего Господа, наследовать Царство, где торжествует вечная Радость и вечная Любовь! Аминь.
Христос Воскресе!
Проповедь магистранта II курса церковно-исторического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Кирилла Куницина, произнесенная в академическом храме за Божественной литургией в Светлый понедельник 6 мая 2013 года.