«Ибо, как тело без духа мертво,
так и вера без дел мертва»
(Иак 2:26)
Эти слова апостола Иакова из Священного Писания знает почти каждый православный христианин, но, к сожалению, в наши дни все чаще и чаще мы видим, что эта цитата остается лишь на уровне знаний, редко получая применение в самой жизни человека.
В настоящее время очень заметна глубокая деградация современного общества. Это выражается и во внешних проявлениях жизни людей и в духовной жизни общества в целом.
Как свидетельствуют социологические данные, около трети населения нашей страны живет за чертой бедности, т.е. доходы этих людей не обеспечивают им даже физического выживания, не говоря уже о необходимых условиях для рождения детей, к примеру. Около половины всего населения России живет на границе нищеты и бедности, лишь около 15 — 20% населения с натяжкой можно отнести к так называемому «среднему классу», а лишь примерно 5% россиян действительно «купаются» в роскоши, имея сверхприбыли.
В наше время как никогда ощущается вся острота сложившейся социальной дисгармонии в обществе, пробуждая в людях стремление задуматься и задать себе вопрос, как научиться существовать в такой ситуации. Внимательно взглянув на современное состояние человечества, когда болеющие духовно и телесно, нуждающиеся в материальной и духовной поддержке наши ближние остаются без внимания и без какой-либо помощи, мы поймем, что всего-навсего существуем, а не живем в мире, дарованном нам Богом.
Такое безразличное к окружающим существование человека больше напоминает животное выживание, наполненное только инстинктами пропитания и продолжения рода, где первичным становится собственное эгоистичное «Я» — бренная плоть, а все силы и старания направлены на то, чтобы все новыми и все более изощренными способами усладить ее.
Заботясь о себе и о своем личном комфорте, мы стремительно разрушаем и забываем многие ценности и устои, накопленные богатой и многовековой историей нашего народа. Примером такого отношения к духовности может послужить история социалистического строя, во времена СССР однозначно считавшего, что материальное первично, а духовное вторично. Такая идеология вырастила целые поколения людей, в сознании которых духовное начало попало в полную зависимость от материального благополучия.
Трезво взглянуть на себя, снять «розовые очки» и попытаться понять, кто мы такие, для чего живем и к чему стремимся, достаточно сложно, особенно в нынешних условиях, где большинство источников массовой информации систематически подменяют понятия зла и добра. Многое является тотальной подменой идеалов и традиций народа. Угнетается духовное начало, а нравственный стержень в человеке подменяется примитивным набором сцен и «советов», атакующих с экрана телевизора и со страниц модных журналов. Русская Православная Церковь, пропагандирующая духовность, нравственность и покаяние, выставляется как одна из крупнейших финансовых организаций, с «попами, сплошь ездящими на джипах».
Не нужно делать грандиозных открытий, чтобы понять, насколько все в нашем мире взаимосвязано. Если в нашем обществе не будет духовной составляющей, то последующая наша деятельность не принесет никаких добрых плодов ни нам, ни стране, в которой мы живем. Наши дети вырастут уже не патриотами с православным мировоззрением, которое в свое время объединяло страну и являлось гарантом её стабильности, а нигилистами, искренне верящими только в силу денег и связей в обществе, не знающими ни своей истории, ни своей веры.
Нелишним будет напомнить, что многие из нас с чувством великого пренебрежения и омерзения относятся к так называемым БОМЖам, даже не задумываясь, что БОМЖ – это лишь аббревиатура, означающая формулировку «Без Определенного Места Жительства». Но мы такой злой и холодной, уже во многом нарицательной, аббревиатурой называем высшее и прекраснейшее Божие творение – человека. Мы даже не считаемся с тем, что человек прежде всего личность, созданная по образу Божию! А ведь эти люди отличаются от нас только лишь материальной несостоятельностью. Раньше в нашей стране их называли бродягами, и продолжают называть так в других странах…. Этот лингвистический пример далеко не единичный, вспомним о сестрах милосердия, которые теперь называются медсестрами, как бы намекая на то, что ни о каком милосердии теперь и речи быть не может. Теперь это лишь оказание первой медицинской помощи, и то небесплатной. Очень символично, что большинство аббревиатур и новых названий внесла богоборческая советская власть, выжигая и уничтожая все, что хоть как-то напоминает великую православную страну, ею же и уничтоженную. Конечно, не в названиях дело, но, как говорится, все начинается с малого: сначала — подмена внешнего, а затем и внутреннего.
Единственным лекарством против такого саморазрушения может стать лишь духовное воспитание и укоренение в себе следующей иерархии: Бог, ближний и я. На протяжении уже двух тысяч лет об этом нам свидетельствуют слова Господа нашего Иисуса Христа: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:35-36, 40).
Логично предположить, что неверующий человек может творить дела милосердия «по необходимости и потому, что так надо» или же за отдельную плату, в то время как человек духовно образованный, верующий, участвующий в Таинствах Святой Православной Церкви понимает, насколько важна забота о ближних и творит добрые дела по любви, храня в своем сердце слова Священного Писания «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин 4:8).
Именно от Православной Церкви, как ни от кого больше в современной России, ждут активной деятельности на социальном поприще. В первую очередь священнослужители и церковнослужители должны показывать достойный пример служения ближним на всех возможных существующих направлениях. Это может быть помощь нуждающимся и обездоленным, забота о больных телесно и духовно, о детях, лишенных родительского тепла, окормление заключенных. Одной из самых важных сфер является помощь тем, кто несет служение в тяжелой психологической атмосфере – военным, сотрудникам правоохранительных органов и различных спасательных служб.
Важность социального служения для учащихся духовных школ также очень велика. На примере Санкт-Петербургской православной духовной академии можно убедиться, что здесь с первых дней обучения формируется правильный взгляд на этот вид пастырской деятельности. Будущие священнослужители и церковнослужители понимают, что настоящую помощь любым нуждающимся людям можно оказать, только когда вкладываешь в это дело душу, когда действительно хочешь понять, что нужно конкретному больному или обездоленному. Одной их самых главных задач на поприще помощи обездоленным является донесение им Истины, помощь им в соединении со Христом. Ведь человек, узнавший Христа, уже получает ощутимую пользу, осознавая порочность пути алкоголизма, наркомании и т.д.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе 1-й конференции, посвященной церковному социальному служению, произнес прекрасные слова, призывающие заботиться о всех, кто нуждается в помощи ближнего: «Наилучшая миссионерская проповедь, которую мы можем обратить к нашим не церковным пока соотечественникам, — есть проповедь делом, о которой Сам Господь сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16).
В заключение хочется призвать всех, кто имеет возможность и силы, помогать нашим ближним и не проходить мимо обездоленных. Помогать, по слову Предстоятеля, показывая тем самым пример истинно духовного и православного поведения.