Любовь Немчикова. Формы взаимодействия духовных и светских высших учебных заведений. Развитие духовного потенциала студентов светских вузов

Любовь Немчикова. Формы взаимодействия духовных и светских высших учебных заведений. Развитие духовного потенциала студентов светских вузов

Современная потребность в образованных пастырях, которые могут осуществлять катехизаторскую и миссионерскую деятельность, в том числе среди невоцерковленной светской молодежи, очевидна. Сегодня именно на молодежь, особенно на самую образованную и динамичную ее составляющую — студентов — направлено внимание представителей всех конфессий. Специфика духовно-нравственной работы с данной аудиторией создает определенные трудности на этом поприще: сегодня в вузы пришло значительное количество студентов, которые воцерковлены с детства, являются давними прихожанами своих храмов, которые, естественно, не покидают. Иногородние же студенты сразу пытаются найти «свой» храм.

При этом вопросы веры, являющиеся глубоко личными, чаще всего не афишируются, и верующие студенты даже «скрывают» свою конфессиональность. Также молодые люди понимают, что обучение в вузе является весьма кратким временным этапом (4-6 лет), когда первый и последний курсы обучения практически не позволяют использовать свободное время на общественную работу в области духовно-нравственного воспитания. Проживание в Санкт-Петербурге вынуждает к поиску источника существования (временная работа, подчас ночная, посменная), а также имеются разнообразные искушения, не только не способствующие укреплению в вере, но, подчас, и уводящие от нее. В связи с этим весьма трудно вовлечь учащуюся молодежь, даже уже воцерковленных ее представителей, в систематическую работу в области духовно-нравственного воспитания. При этом особое внимание необходимо обращать на тех юношей и девушек, которые еще стоят перед самой сложной жизненной проблемой – определением своего отношения к вере. Как показывает опыт общения со студентами, данный вопрос, на самом деле, является весьма важным, трудным и очень востребованным для ищущих молодых людей. И, к сожалению, приходится признать, что обращение молодежи к восточным культам (буддизм, кришнаитство и проч.) и к различным христианским конфессиям сегодня «модно», востребовано и помогает реализовать духовные запросы студентов.

Особенности современного межличностного общения, умение и желание предоставить молодежи не только формы досуговой деятельности, но и разные формы реализации духовных запросов, духовного потенциала, дают возможность представителям других конфессий привлечь молодежь именно к себе. Следовательно, если мы заинтересованы в обращении студентов в традиционную веру – православие, необходимо превратить названные выше трудности в области духовно-нравственного воспитания в преимущества подобной работы. И общение с учащимися семинарии создает предпочтение в данной области, поскольку всегда сверстники быстрее находят общий язык, а миссионерство жизненным примером и поведением в таких случаях является самым главным и действенным. Для будущих же священнослужителей также важно предоставить условия для широкого общения в светской студенческой среде.

Сегодня многие учащиеся СПбПДА выступают как центральные участники деятельности молодежных клубов при приходах, паломнических центров, где преимущественно собирается воцерковленная молодежь, уже живущая в Церкви. Не секрет, что подобные клубы являются зачастую почти закрытыми, что неудивительно, так как условия работы изначально заданы формой объединения: некая организация, включающая в себя членов того или иного прихода. Достаточно логично, что основными формами их работы являются духовные беседы, паломнические поездки и совместные чаепития, но так же очевидно, что по указанным причинам деятельность этих клубов вряд ли может охватить (и, главное, заинтересовать!) невоцерковленную молодежь. Поэтому представляется необходимым найти некую «золотую середину», которая могла бы синтезировать деятельность обеих сторон – как сугубо светской, так и исключительно церковной. Необходимо создание такой социокультурной среды, в которой общение помогло бы реализовать духовный потенциал, стало бы полезным и комфортным для людей разного возраста, разной национальности, социального положения, вероисповедания, разного темперамента, творческих и интеллектуальных запросов и т.д.

Уже многим очевидно, что модель подобного общения студенческой молодежи, которую, безусловно, надо развивать, сложилась в работе межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров». Напомним, что на сегодняшний день в Ассоциацию входит 41 вуз, из которых – 3 духовно-богословских, 10 — военных, 4 –из Рязани, Воронежа, Екатеринбурга, Москвы и две общественные организации.

Общение в данной организации объединяет разные социальные, и даже культурные слои: провинция и мегаполис, ректоры, преподаватели и студенты, курсанты и офицеры, семинаристы и совершенно равнодушные к религии люди, студенты и их родители, «технари» и гуманитарии. Таким образом, базируясь на практическом примере, мы можем говорить об уникальном явлении: конгломерат мнений представителей различных слоев населения, в итоге восходящий к практически соборности в отдельно взятой области жизни.

Чтобы иметь право говорить о действительно соборности, необходимо владеть теми формами взаимодействия с молодежью, которые были бы по-настоящему интересны любому ее представителю. И если деятельность межвузовской Ассоциации начиналась с таких традиционно наработанных научно-популяризаторских форм, как конференции или достаточно регламентированные круглые столы, то по мере естественного участия молодежи и усиления права ее голоса, а именно создания Совета, сама жизнь постоянно подсказывает все новые и новые формы работы. Сегодня можно выделить семь основных направлений работы Ассоциации.

1. Научная и образовательная деятельность с целью православного просвещения в студенческой молодежной среде.

В первую очередь, это научно-практические конференции. Например, Покровские чтения, которые проводятся с 1999 года, ежегодно проходят с 10 по 17 октября. По разнообразию образовательных форм с 2007 года чтения приобрели статус Форума, куда входят тематические пленарные заседания, круглые столы, дискуссии, мастер-классы, тренинги, секции по педагогике, психологии, семейному воспитанию, работе воскресных школ, патриотическому воспитанию, влиянию СМИ и др. Завершают работу Форума молодежные встречи, концерты, просветительские, паломнические и социальные поездки, и традиционный студенческий осенний бал. Проводятся общегородские акции «За нравственность на Российском телевидении». Знаменские чтения (10-14 декабря) традиционно посвящены вопросам школьного и вузовского образования. На Кирилло-Мефодиевских чтениях (23-26 мая) рассматриваются вопросы сохранения и развития традиций славянской письменности и культуры и др.

На кафедре педагогики РГПУ им. А.И.Герцена в лаборатории православной педагогики была разработана магистерская программа и в 2008 году открыта магистратура духовно-нравственного воспитания, куда принимаются студенты из разных вузов. Впервые в новейшей истории России в светском вузе проходят подготовку специалисты магистерского уровня для работы по взаимодействию Церкви и образовательных учреждений.

2. Информационная и издательская деятельность, в процессе которой осуществляется издание ежегодных научных сборников по результатам проведенных Чтений, а также монографий преподавателей по вопросам диалога отечественных светской и церковной образовательной традиций.

Продолжается работа по модернизации сайта Ассоциации: http://www.pokrov-forum.ru/. На самом популярном для сегодняшней молодежи сайте http://vkontakte.ru действует студенческая группа «КПП» (студенты межвузовской ассоциации «Покров») http://vkontakte.ru/club23465. Характерно, что именно в пространстве Интернета через обсуждение документальных фильмов, новостей, мировых событий, наблюдается некое противостояние между светской и церковной молодежью, при одновременном проявлении интереса, «поучении» друг друга, не лишенном присущего им юношеского максимализма. Регулярно записываются и выходят в прямом эфире передачи на «Радио Петербурга», на Православном радио, на христианском «Радио Мария».

Известно, что в последние годы значительно снизился интерес молодежи к чтению книг и газет. Поэтому с 2006 года издаются Покровские образовательно-просветительские листки в виде брошюр «карманного формата», где есть возможность печати даже одной — двух глав из книг известных ученых и общественных деятелей или же размышления молодежи о проблемах духовно-нравственного воспитания. Эти брошюры пользуются заслуженным интересом как у церковных, так и у светских студентов, поскольку затрагивают самые разнообразные аспекты современной жизни: «Русская школа и православная культура», «Душепопечительская деятельность православия в детских учреждениях», «Российская молодежь и православие», «Обидчивость как форма проявления гордости», «Татьянин день: история, традиции», «Воззрения святителя Иоанна Златоуста на дела милосердия», «О соотношении светского и православного в образовании», «Покровские студенческие балы: Возвращение традиции» и др. (31 выпуск).

В мае 2008 года начало развиваться и приобрело высокую популярность проведение телемостов, на которых студенты обмениваются опытом работы с церковной и светской молодежью, рассказывают о своих программах и проектах и даже дарят музыкальные подарки. Прошли телемосты с молодежью из Томска, Челябинска, Кемерово, Нью-Йорка, Рязани, Москвы. По словам студентов, главным итогом таких встреч является единение, понимание причастности каждого к общему делу духовного возрождения, что, безусловно, вселяет надежду и уверенность в правильности выбранного ими пути.

3. Праздничная культура — внедрение церковных праздников в светскую студенческую среду.

Главным межвузовским праздником является День святой Татьяны, покровительницы Российского студенчества. Возрождение этого праздника в Санкт-Петербурге началось 25 января 1997 года с организации Татьянинских встреч. Церемония вручения Почетных знаков святой Татьяны (Молодежная степень и степень Наставник молодежи) в Казанском или в Исаакиевском соборе стала уже петербургской традицией, которая объединяет представителей вузов, церковных приходов, государственных органов и молодежных организаций. После праздничного межвузовского молебна в городе проходят выставки, концерты и встречи в вузах с награждением победителей ежегодного Татьянинского конкурса, старт которому впервые был дан в 2000 году. Творческий конкурс включает в себя 10 номинаций, комиссии по которым находятся в разных вузах Санкт-Петербурга, что позволяет использовать специфику обучения в каждом из них. В 2009 году впервые прошел Татьянинский фестиваль современной молодежной музыки.

Уже в течение 4-х лет проходит организованное посещение Иордани в праздник Крещения Господня. Заказывается автобус, и ребята имеют возможность доехать в пригород на вырубленную в форме Креста Иордань, получить благословение священника и погрузиться в прорубь. Сретенский фестиваль духовной и народной музыки в течение 10-ти лет ежегодно собирает около 20 школьных, молодежных и преподавательских хоров, классических и фольклорных ансамблей из Санкт-Петербурга и ряда городов России. Конкурсный концерт традиционно проходит в актовом зале Духовной академии, итоговый — в одном из вузов города. Ежегодно на разных вузовских площадках студенты отмечают Масленицу с приглашением молодежных фольклорных ансамблей. Целыми группами, клубами участвуют в городских праздниках проводов зимы в парках и садах Петербурга, при храмах. Отрадно, что студенты привозят, приглашают на эти веселые уличные праздники детей из детских домов для совместного проведения досуга и приобщения детей к православной культуре. В апреле 2007 года стартовал Театральный Пасхальный фестиваль, который проводится на разных образовательных площадках Санкт-Петербурга при участии театральных коллективов вузов, молодежных клубов и воскресных школ.

В октябре 2007 года был проведен первый Покровский студенческий бал. Он был организован как обучающее праздничное событие, на котором заложили традиции, символику, структуру, эстетику студенческого бала. Сегодня в Ассоциации традиционно проходит три бала в год, на каждый из которых собираются до 500 студентов вузов Санкт-Петербурга и других городов. Осенний семейный бал (14 октября), Зимний Татьянинский бал (25 января), Весенний бал Победы совместно с ветеранами Великой Отечественной войны (8 мая). Проведение бала в первую очередь как обучающего, а не как развлекательного события, дает возможность привлечения к его подготовке и организации почти каждого участника. Учитывая специфику студенческого состава Ассоциации «Покров», можно быть уверенным в том, что подобный бал студенты смогут организовать и красиво провести как в школе, в воинской части, в студенческой группе, так и на приходе.

Иногда священники и миссионеры, говоря о развитии праздничной православной культуры, отмечают наряду с несомненным достоинством данной формы работы с молодежью, такой ее недостаток, как несистематичность, работа «для себя», среди себе подобных, небольшая включенность активной молодежи. Как видим, в работе Ассоциации «Покров» накоплен многолетний опыт ежегодной, систематической работы с различной студенческой молодежью в соответствии с неизменным и четким церковным годовым Праздничным Кругом.

4. Культурно-Просветительские Поездки — КПП — начались в октябре 2004 года с молебна на Нижней даче, места рождения св. Цесаревича Алексия и экскурсии по бывшей Михайловской даче, где с 1919 г. по 1941 год жила и работала необыкновенная школа под руководством И.В.Ионина. Таким образом, преподаватели продолжали восстанавливать утраченную связь светской и церковной образовательных традиций. С тех пор 8-10 раз в семестр студенты и преподаватели отправляются в путешествие по святым местам нашей Родины. Более 3,5 тысяч студентов из 30 вузов Ассоциации уже приняли участие в этом проекте.

Как показал опыт, именно такая форма объединения культурно-познавательной экскурсии с паломничеством явилась для сегодняшних студентов наиболее оптимальной. Каждая поездка готовится преподавателями, студентами, семинаристами с использованием элементов паломничества, научно-педагогических исследований, психологических тренингов, творческих конкурсов, спортивных игр. Формируется общая культурно-образовательная среда на основе объединения учащихся Духовной академии, студентов и преподавателей различных профильных (технических, гуманитарных, медицинских, творческих) светских вузов, курсантов и слушателей военных академий, членов их семей, детей-сирот из детских домов Санкт-Петербурга и области, учителей. Мы посещаем не только храмы и музеи, но и школы, университеты, центры по реабилитации от зависимостей, природные заповедники и парки.

Не случайно, сокращение названия поездок КПП – первоначально Культурно-Просветительские Поездки – получает все более разнообразные трактовки со стороны участников: Крайне Познавательная Поездка, Крайне Паломническая Поездка, Крайне Педагогическая Поездка, Крайне Полезная Поездка, Катехизационно-Просветительская Поездка, Клуб Православных Путешественников и др. Последнее название очень точно отражает суть студенческих встреч: молодежь динамична, мобильна, «легка на подъем». Ребята с удовольствием едут в такие путешествия, даже специально зарабатывая на это деньги, так как они знают, что в этот день отдохнут, узнают много нового, познакомятся с интересными людьми, пообщаются со своими друзьями в комфортной обстановке, обязательно посетят храм, встретятся и побеседуют со священником, потрапезничают, помолятся, услышат или сами пропоют многочисленные церковные песнопения, отдохнут от компьютера, пройдут несколько километров пешком, поиграют на улице, окунутся в святой источник, услышат вокальные и инструментальные (гитара, гармошка и др.) выступления на обратном пути, поучаствуют в хоровом пении, поиграют в интеллектуальные игры, получат ответы на многочисленные вопросы, проведут психолого-педагогическое исследование, прикоснутся к живой истории и к живой вере, приложатся к чудотворным иконам и святым мощам, получат возможность проявить милосердие, заботу, попробуют себя в роли катехизатора, миссионера и т.д. и т.д. Это и называется — православный клуб, а точнее — автоклуб.

Самое важное в педагогике, как известно, последействие. После совместных поездок студенты с удовольствием приходят на научные конференции, концерты, праздники, делятся своими впечатлениями на сайтах, создают фотоархивы. Многие их них начинают регулярно посещать храм, исповедуются, причащаются и говорят о том, что именно та или иная поездка явилась поворотной точкой в определении их отношения к истории, к православию, к православной молодежи, к вере. И вскоре ребята сами предлагают и разрабатывают новые маршруты, пробуют себя в роли организаторов, экскурсоводов, миссионеров, тем самым способствуя возрождению в среде студенческой молодежи духовных ценностей православия.

5. Социальная работа студентов направлена на организацию добровольческой помощи в разных сферах современной жизни.

Известно, что в каждом вузе проводится активная волонтерская работа, в основном с детьми из детских домов. В Санкт-Петербургской епархии почти в каждом храме также большое внимание уделяется вопросам крещения, причащения детей и инвалидов. К сожалению, при огромной важности и плодотворности проводимой работы приходится констатировать некую ее односторонность. Обычно студенческая волонтерская деятельность затрагивает, в основном, организацию досуговой деятельности детей, проведение благотворительных акций по сбору вещей и подарков, показ спектаклей, проведение Дня именинника, новогодних праздников и проч. При этом целенаправленной социализации детей не осуществляется, так как проведение светских праздников годового круга, зачастую единоразовых, способствует, как это ни горько признавать, формированию некоторой потребительской позиции воспитанников, которые привыкают к тому, что посетители детского дома, привозят подарки, развлекают. Про духовное развитие детей, их воцерковление, вопрос не ставится. Это и понятно: если сами студенты не являются церковными людьми, то они и не могут научить этому других. Добровольцы от прихода чаще всего лишь помогают священникам крестить детей, не имея возможности в дальнейшем сопровождать их. Студенты межвузовской ассоциации и могут стать в таких случаях той самой «золотой серединой», объединяющей как светский, так и церковный подход в социальной работе с детьми детского дома.

Наиболее плодотворной, как показал многолетний опыт, является создание крестных семей, особенно, если крестными становятся учащийся семинарии и студент светского вуза. Мотивация ответственности за своих крестников при этом дает огромный толчок к самосовершенствованию, к собственному воцерковлению молодежи. Поистине их деятельность становится педагогической: все поступки, все действия ДЛЯ СЕБЯ они теперь совершают ДЛЯ ДРУГИХ, что влечет повышение ответственности за выполняемое дело, активизацию собственной инициативы в организации СОВМЕСТНОЙ жизни, необходимость сопровождения крестников в случае их усыновления, помощь приемным родителям и т.п.

Мы воочию убедились, что желание и возможности молодых отдавать свои силы, знания, энергию, время для других – могут быть реализованы не только как единовременная благотворительная акция, но и как вовлечение студентов в систематическую, долговременную социальную работу. И можем отметить, что данная работа как форма духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений является более важной и значимой не столько для детей, сколько для самих молодых людей. Работа с детьми областных и городских детских домов по их воцерковлению, интеллектуальному, физическому и творческому развитию, воспитание нравственной ответственности, чувства долга, сострадания, милосердия способствует развитию, помогает самим студентам или укрепиться в формировании своего мировоззрения, основанного на православной вере, или хотя бы повернуться в сторону храма. На основе проведенной работы в СПбПДА была создана организация «Детская миссия», которая и использует сегодня накопленный опыт по привлечению к подобной работе студентов самых разных вузов.

Большое значение имеет также работа курсантов с инвалидами–колясочниками, организация им физической помощи. Важным является и поддержание порядка, уход за могилами на Смоленском кладбище. Начали эту работу курсанты военно-космической академии им. А.Ф.Можайского. Они провели исследовательскую работу о захоронениях юнкеров, с помощью администрации Смоленского кладбища нашли эти могилы, и вот уже в течение 6-ти лет вместе со студентами других вузов, детьми из детских домов и семинаристами приглашают священников для служения панихид, убирают могилы, восстанавливают их, продолжают проводить исторические исследования о судьбах погибших юнкеров бывшего Павловского училища.

В ассоциации «Покров» создается свой педагогический отряд для работы в летнее время. По окончанию курсов вожатского мастерства (при вузах, при комитете по молодежной политике и др.) студенты, курсанты, семинаристы летом едут работать вожатыми в те оздоровительные лагеря, куда выезжают на отдых дети детских домов. Многие студенты работают в православных летних лагерях.

В течение учебного года студенты проводят шефские концерты в больницах, в детских домах и др., принимают участие в городских волонтерских программах, выставках, обучающих семинарах. При этом, говоря о социальной работе студентов Ассоциации, мы используем термин «добровольчество», подчеркивая неразрывную взаимосвязь волонтерской деятельности с приобщением к православной традиции и возрождением духовных ценностей среди разных поколений.

6. Студенческий дискуссионный клуб начал свою работу в 2004 году.

Наверное, именно с первых литературных встреч, организованных в семинарии, началось активное взаимодействие студентов разных вузов, разного мироощущения, поиски точек соприкосновения. Ведь студенты — это часть общей молодежной субкультуры, и тесное сотрудничество людей с разным мировоззрением, с близкими, или отличными от других взглядами на жизнь, на смысл жизни, на нравственные ценности – дает толчок к духовному и интеллектуальному возрастанию. Первые встречи-дискуссии касались вопросов литературы, истории. Затем стали подниматься все более разнообразные вопросы. Присутствие на встречах преподавателей, профессоров, общественных деятелей, представителей творческой интеллигенции, старших офицеров, священников способствовало необходимости прислушиваться к их мнению, разбираться в понимании людьми старшего поколения тех или иных проблем. Так постепенно сформировалась группа молодежи, которая занимается организацией подобных встреч, привлекает к дискуссиям своих однокурсников из разных вузов, что, несомненно, вызывает интерес самых разных групп молодежи. Потом эти ребята стали участниками поездок, друзьями детей из детского дома, авторами заметок и научных исследований, студентами магистратуры духовно-нравственного воспитания. И сегодня в Ассоциации постоянно на различных вузовских площадках действует межвузовский дискуссионный клуб «Культура отношений в православии».

Основная тема, обсуждаемая на встречах – взаимоотношения Церкви и молодежи. Наиболее остро прошло обсуждение таких тем как: «Женщина в православии», «Как разговаривать с людьми другой веры», «Время веселое поста», «Праздничная культура», «Рок и православие», «Церковь и смысл жизни», «Театр и православие», «Одиночество в семье» и др. Дважды в Санкт-Петербургской духовной академии проводилась межвузовская интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Эту встречу молодежь использует и как миссионерскую, поскольку в тематику вопросов включаются сведения о православной Церкви, святых подвижниках и др. И если некоторые студенты сначала испытывали сомнения, приходить ли на командную игру, поскольку их смущало место проведения, то после участия они единодушно желают новых встреч, и мы вновь видим их в поездках, на балах, в детском доме, а главное, на церковной службе.

7. Работа клубов и центров духовно-нравственного просвещения.

В Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского, на Высших специальных офицерских классах ВМФ, в Рязанском университете им. С.А.Есенина уже несколько лет действуют названные центры. Еженедельно проходят встречи со священнослужителями, интересными людьми, читается акафист, работают молитвенные комнаты и библиотеки духовной литературы, проводятся работы по восстановлению домовых храмов. Заметим, что по примеру работы клуба духовно-нравственного возрождения «Верность» в рязанском военном училище создан клуб «Пересвет». Конечно, особые перспективы в этой области открываются при расширении совместной работы с благочинием храмов при вузах.

Как видим, прослеживается некоторая искусственность выделения названных форм работы, потому что они очень тесно связаны. Бывает трудно разграничить выездную встречу в формате КПП от заседания дискуссионного клуба, или совместный праздник детей и студентов после посещения ночной Пасхальной службы: что это — социальная работа или праздничная культура? Не случайно, на сайте «vkontakte» виртуальная группа, в которой общаются студенты Ассоциации и их друзья, также называется «КПП», и молодежь со свойственной ей иронией, юмором и любовью дает расшифровки этого слова, в которых отражаются все перечисленные выше направления: Круг Предложений Покрова, Команда Православных Покровчан, К Православию Привыкли, Как Прекрасно Православие! Кто Православный Присоединяйся! Коллективно Продвигаем Православие, Курсы Православной Педагогики и многие др. При этом повторим, что главное в деле духовно- нравственного воспитания — это системность и непрерывность работы, наличие четких целей и ориентиров, и – осмысленная структурированность деятельности.

Итак, даже простое перечисление основных направлений работы МА «Покров» показывает, что, с одной стороны, имеется большой педагогический потенциал для духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, и с другой стороны — огромные возможности для расширения подобной деятельности с вовлечением в нее практически всех семинаристов, которые могут отдать предпочтение тому или иному виду работы. И важно, что с поступлением в вузы новых студентов расширяется состав инициативных групп по каждому направлению, появляются разнообразные формы работы, отвечающие вызовам нашего времени, которые могут и должны возглавить учащиеся Духовной академии.

Конкретные предложения по совместной деятельности

По примеру ведения «Трудовой книжки» студента на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И.Герцена, куда записываются все внеучебные мероприятия, в которых принимал участие студент в процессе всего периода обучения с отзывом руководителя этих проектов (и другие разделы), предлагаем открыть подобные «Дневники» катехизаторской (миссионерской, психолого-педагогической практики) работы со СВЕТСКИМИ студентами для учащихся Духовной академии. Подобная форма позволит:

1. Проводить скрупулезный отчет для составления характеристики, формирования портфолио и проч. за весь период обучения.

2. Выявить миссионерские предпочтения будущих пастырей, учитывать опыт их ВНЕУЧЕБНОЙ деятельности на этом поприще.

3. Создать мотивацию к данной работе в свободное время для приобретения уникального опыта общения с целью Миссии среди современной, образованной, преимущественно нейтрально расположенной к православию современной молодежи.

4. Попробовать свои силы в каждом или в одном из перечисленных выше направлений работы Ассоциации. Особенно важным в подобном подходе является тот факт, что, с одной стороны, оценивать проведенную работу будут преподаватели различных вузов Санкт-Петербурга, предъявляющие высокие требования к проведению внеучебной деятельности, особенно,с ее религиозным направлением; а с другой стороны, представители Покровского студенческого совета, для которых в силу возраста авторитет учащихся Духовной академии определяется не местом их обучения, а конкретным поведением, примером, мерой участия и т.п.

5. Усилить взаимодействие светских вузов Петербурга и Санкт-Петербургской духовной академией в связи с введением в последней нового учебного плана. Безусловно, участие в вышеназванных направлениях работы МА «Покров» должно быть добровольным и осознанным, как это и было до настоящего времени. Но, если раньше подобное участие определялось теми или иными предпочтениями, основанными, в первую очередь, на интересе, симпатиях, то сегодня появляется необходимость и возможность поощрения данной работы через реализацию учебного плана.

Поясним на конкретных примерах:

Научная деятельность. Обучение в магистратуре «Духовно-нравственное воспитание» при кафедре педагогики РГПУ им. А.И.Герцена. Если Академия сочтет необходимым оплачивать обучение своим учащимся на заочной форме, то семинаристы и академисты, имеющие высшее светское образование, смогут защищать магистерские диссертации по темам, находящимся на стыке богословия и светской науки. История доказала, насколько крайне необходим диалог между светскими и церковными образовательными традициями, особенно в наше время.

Также возможно участие в проведении курсов духовно-нравственного воспитания, в конференциях, проходящих в светских вузах, в написании выпусков «Покровских листков» (необходимы такие брошюры как: «Храмы при вузах Санкт-Петербурга», «Храмы при тюрьмах Санкт-Петербурга», «Молодежные православные клубы» и др.), в научно-педагогических и творческих конкурсах, в проведении образовательных экскурсий по СПбПДА и многое другое.

Информационная деятельность. На сайте МА «Покров» уже давно созрела необходимость создания странички катехизатора, миссионера и проч. Помощь в издании межвузовской газеты, где есть возможность проявить себя не только в роли организатора, но и корреспондента, редактора и др. Участие учащихся Академии в телемостах с молодежью разных городов уже стало доброй традицией, которую, безусловно, надо развивать.

Праздничная культура создает наиболее комфортные условия для внедрения церковных праздников в светскую студенческую среду. Крещение, День святой Татьяны, Сретение, Пасха, именины, венчание и другие праздники создают возможность организации всего годового круга, вовлечения молодежи для переживания и проживания всех церковных событий праздничного круга. Главное, способствует индивидуальному сопровождению и катехизации светской молодежи со стороны будущих священнослужителей.

Катехизаторская и миссионерская работа в КПП. Совместные поездки с невоцерковленной молодежью по святым местам — прекрасная возможность общения в неформальной обстановке, когда только личным примером будущие пастыри смогут проповедовать православие. При этом они могут проявить себя и как организаторы КПП, и как сопровождающие, и как экскурсоводы.

Социально-благотворительная деятельность. Для тех студентов и особенно учащихся регентского отделения, которые могут работать с детьми, важна миссионерская деятельность в детских домах, для кого-то, наоборот, в домах престарелых, для кого-то близка работа с инвалидами, а для кого-то — с осужденными. Участие будущих пастырей в каждом направлении смогло бы усилить духовную составляющую этой важной деятельности.

Дискуссионный клуб «Культура отношения в Православии». Как показал опыт, за редким исключением, семинаристы не всегда могут проявить себя в дискуссиях с образованной учащейся молодежью на высоком уровне. А ведь именно в данном формате есть возможность с помощью СЛОВА осуществлять миссию. Данные встречи неизменно привлекают внимание именно светских студентов, ищущих себя, ищущих смысл жизни. Большое значение здесь могли бы играть создание киноклуба и литературного клуба, работающих на разных вузовских площадках.

Помощь в создании центров духовно-нравственного воспитания при вузах предоставляют возможность будущим священнослужителям проявить не только лидерские, организационные, личностные качества, но и создают условия для индивидуального сопровождения тех студентов, которые только обращаются к вере.

Известно, что для полноценной реализации духовного потенциала современных студентов процесс духовно-нравственного воспитания не может представлять собой набор тех или иных мероприятий. Это — ежедневная кропотливая работа по созданию именно СИСТЕМЫ духовного воспитания. И на этом поприще участие, сопровождение каждого проекта, события, дела, поступка и проч. со стороны учащихся СПбПДА создаст условия для прихода молодежи в храм, основу для воцерковления.

Итак, полноценная совместная работа светских вузов и Санкт-Петербургской духовной академии через деятельность межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» позволит осуществить взаимодействие в области развития духовного потенциала современных студентов.

Работа кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Любови Анатольевны Немчиковой заняла второе место в номинации «Миссионерско-просветительский потенциал духовных школ» в конкурсе «Духовное образование в XXI веке».


Опубликовано 18.10.2010 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter