Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, участниками которого мы с вами стали вчера, это переход через Рубикон, за которым открывается путь на Голгофу. Это путь длиной в несколько дней, прощальных и особенно напряженных. Уже стихли вчерашние крики «Осанна», «благословен Грядущий во имя Господне», забытыми лежат пальмовые ветви на дороге.
В повествовании об этих днях, наверное, самым сложным фрагментом, вызывающим недоумение, является чудо умерщвления смоковницы. Какое странное сочетание слов – «чудо» и «умерщвление». Сегодня вместе с 12 учениками мы стоим перед этим засыхающим деревом, и единственный вопрос, возникающий у нас, заключается в том, как мог Терпеливый Творец, создавший мир в 6 дней, видящий даже в несовершенстве искру будущей красоты, уничтожить жизнь в этом дереве?
Образ смоковницы в Священной истории появляется уже на первых страницах книги Бытия. Дерево, неодушевленный предмет, так же получает свое место в Богочеловеческих отношениях. В ней, Адам и Ева, ищут защиту своей наготе, листья смоковницы стали их первой одеждой. Затем уже в Новом Завете появляется Иерихонская смоковница, которая помогает Закхею найти, увидеть Христа. Не менее важным кажется и замечание Евангелиста Иоанна, которым открывается Великий пост, из сени листвы смоковницы вышел навстречу Спасителю Нафанаил.
По иудейской традиции в виноградниках того времени люди сажали смоковницы вместе с виноградом. Виноград получал опору в смоковнице, и этот аграрный прием символизировал мир и благосостояние. В своей прощальной беседе Христос назовет Себя той самой Виноградной Лозой. И вот Он стоит перед пышной смоковницей и, не найдя на ней плодов, отвергает ее, отнимает жизнь.
Это событие необходимо рассматривать как притчу в действии. И как и любая другая притча, данный эпизод – раскрывается через иконографический прием обратной перспективы. Аллегория притчи фокусируется на каждом конкретном человеке. А это значит, что каждый должен найти в притче себя.
Ключ к пониманию этой истории-притчи надо искать в прошлом. Евангелист Лука пересказывает притчу Спасителя о другой смоковнице, которая также не приносит своего плода (Лук.13:6-9). Три года хозяин виноградника, упрашиваемый своим работником, медлит, не велит срубить дерево, но каждый следующий год обнаруживает бесплодность трудов, бесплодность ожидания – смоковница при всей своей красоте остается пустой. Евангелист Лука завершает эту притчу оптимистичными и вместе с тем загадочными словами: «Оставь смоковницу еще на один год». Но время прошло, и вот сегодня истекает срок ожидания.
Как искра молнии, «по дереву дрожь осужденья прошла», такими страшными словами спустя две тысячи лет попытался выразить настроение Спасителя русский поэт. В этом символичном осуждении небольшого деревца у дороги, получает реальное осуждение та непростительная легкость, с которой народ перейдет от одного настроения к другому от «Осанны» к «Распни».
Евангелие Христа — это благая весть о том, что Бог вышел искать человека. Вышел к тем самым зарослям, за которыми, как видит это Библейский Писатель, спрятался согрешивший человек. Но для чего вышел искать Бог? Для того ли, чтобы наказать? Для того ли, чтобы иссушить смоковницы пришел в этот мир Бог? В Евангелии нет продолжения притчи о том, что хозяин после того, как нашел заблудшую овцу, велел наказать ее за то, что она позволила себе отбиться от стада. Не говорится и о том, что женщина прокляла потерянную драхму после того, как ее нашла. Эти образы не свойственны притчам Христа. В другой притче блудный сын не получает заслуженного наказания, а оказывается на пиру в честь своего возвращения. В парадигму этих притч сегодняшняя история не вписывается. Блудный сын вернулся к отцу, хоть и в разорванной одежде, но он принес плод раскаяния. Смоковница же «реагирует» на встречу с Христом иначе. Евангелисты изумились пышностью ее листвы, той одежде, в которой она «прячет» свое равнодушие к данной встрече – прячет бесплодие. И в каком-то смысле это повторение уже когда-то совершившейся истории, когда Адам и Ева попытались скрыть отсутствие своего покаяния листьями все той же несчастной смоковницы.
Образ бесплодной смоковницы традиционно воспринимается как образ человека, который остается духовно пустым. Остается глухим к обращению Христа. И в такой ситуации не грозное слово Спасителя лишает его бытия, но само желание человека отказаться от протянутой руки помощи, оставляет его один на один с собственной бедой.
// Проповедь студента II курса магистратуры Библейско-богословского отделения чтеца Михаила Смирнова, произнесенная на Божественной литургии 14 апреля 2014 года в Великий Понедельник в академическом храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова