10 июня 1817 года на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии с водружением креста в основании «назначенного посреди дома Академического храма во имя Двенадцати апостолов». 26 августа 1819 года храм во имя святых Двунадесяти апостолов торжественно освятил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Михаил в присутствии приглашенных членов Святейшего Синода, Комиссии Духовных училищ и академической конференции. Сердце столичного храма богословской науки забилось.
Ввиду тесноты помещения для расположенных в Александро-Невской Лавре Духовно-учебных заведений, после их преобразования в 1808-1809 гг., митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Амвросий (Подобедов) в 1811 г. возбудил ходатайство о постройке для Духовной Академии на лаврской земле особого здания. В том же году архитектор Александр Егорович Штауберт предложил проект подобного здания, но осуществить его не удалось. 3 марта 1817 г. был высочайше утвержден проект трехэтажного академического здания, составленный архитекторами Луиджи (Алоизия Ивановича) Руска и Джакомо Кваренги, а 6 марта император Александр утвердил строительный комитет, состоявший из членов академического правления и архитектора Л. Руска. [1]
10 июня 1817 г. на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии с водружением креста в основании «назначенного посреди дома Академического храма во имя Двенадцати апостолов». [2]
Строительные работы вчерне были завершены осенью 1817 г. Отделкой здания, в том числе храма до своей отставке в мае 1818 г. руководил Л. Руска, а затем архитектор Иосиф Иосифович Шарлемань 1-й (в помощь которому был определен опытный архитектор Соколов). В средней части здания в уровнях второго и третьего этажей расположись три больших двусветных зала. В самом большом центральном зале, площадью около 50 квадратных сажень был устроен храм, слева от него – академическая библиотека (с сооруженной по периметру в верхнем ярусе открытой галереей), а справа – актовый зал с хорами. Интерьер церкви был выполнен в стиле классицизма, ее окна выходили на лицевой фасад с восьмиколонным ионическим портиком. С правой стороны алтаря при церкви устроили особую комнату для ризницы. Все отделочные работы Академического дома были завершены к началу лета 1820 г. (освидетельствование здания состоялось 16 июня), на его фронтоне установили крест, который поддерживали два ангела. В 1819 г. перед главным фасадом была сооружена железная решетка по проекту И.И. Шарлеманя, а в 1833 г. вокруг двора и сада Академии построена каменная ограда по проекту архитектора В.Е. Моргана. [3]
Отделка церковного зала была завершена к середине 1819 г., и 26 августа того же года храм во имя святых Двунадесяти апостолов торжественно освятил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Михаил (в миру Матвей Михайлович Десницкий, 1762-1821) в присутствии приглашенных членов Святейшего Синода, Комиссии Духовных училищ и академической конференции. При освящении ректор Духовной Академии, архимандрит Григорий (Постников), впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, сказал речь о заслугах святых апостолов по созиданию Церкви Христовой. Украшенный коринфскими пилястрами деревянный резной одноярусный иконостас был исполнен по эскизу И.И. Шарлеманя, он имел полуциркульную форму и золоченые капители и был окрашен в белый цвет. Иконостас вырезал Копачев, лепку в интерьере исполнил Дунаев. [4]
На первоначальное устройство ризницы и церковную утварь в 1819 г. было израсходовано 2170 рублей. Кроме того, обер-прокурор Святейшего Синода и министр народного просвещения А.Н. Голицын пожертвовал на благоукрашение храма 500 рублей, а на деньги, собранные студентами 3-го курса Академии (240 рублей), художником Петром Шевелкиным по их желанию была написана икона Христа Спасителя, благословляющего своих учеников. В 1819 г. архиепископ Тверской свт. Филарет (Дроздов), бывший ректор Академии, подарил храму напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе и серебряный позолоченный крест. В том же году для церкви купили два образа: Всех праздников и Покрова Пресвятой Богородицы, а 1820 г. – серебряное блюдо «для благодарственных хлебов». [5]
В 1820 г. художник Яков Щербаков провел первый ремонт церкви. В 1829 г. были куплены новое напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе и серебряный позолоченный напрестольный крест с 6 финифтяными образами, обложенный стразами. В 1833 г. академик живописи Шамшин написал для установки в оконной нише алтаря икону Моления о чаше вместо прежней, пришедшей в негодность картины. В 1843 г. были изготовлены хоругви и плащаница из малинового бархата, в следующем году в церкви, как и во всем здании, были устроены паркетные полы. В 1859 г. первым церковным старостой был избран петербургский купец 3-й гильдии Онисим Целибеев, после его кончины эту должность занимали другие представители столичного купечества, жертвовавшие средства на поддержание храма в должном порядке. [6]
В начале 1880-х гг. академия была расширена — по проекту гражданского инженера Д.В. Люшина к боковым выступам здания со стороны двора в 1881 г. сделали небольшие трехэтажные пристройки. В 1880-1882 гг. в академическом саду по проекту Д.В. Люшина был возведен новый трехэтажный корпус для библиотеки и служебных квартир (в 1906-1907 гг. его капитально отремонтировали). В конце XIX – начале XX веков академический храм также был отремонтирован и украшен новой росписью, исполненной с оригиналов выдающихся русских художников Нестерова и Васнецова. После завершения этих работ он был освящен 31 августа 1903 г. малым освящением. [7]
В 1906-1907 гг. банный и больничный флигели Академии расширили и частично надстроили по проекту гражданского инженера Е.Л. Морозова. [8] В 1913-1915 гг. Морозов разработал проект перестройки главного корпуса, утвержденный в апреле 1915 г., однако из-за Первой мировой войны его осуществление отложили, и в итоге он не был реализован. [9]
В июне 1918 г. члены корпорации и учащиеся Академии торжественно встретили приезжавшего в Петроград Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. Вечером 3/16 июня Первосвятитель посетил Духовную Академию, в храме свв. Двунадесяти апостолов его встретили профессора и студенты. Его Святейшество приветствовал профессор-протоиерей П.И. Лепорский. После краткого молебна с многолетиями Патриарх обратился с ответной речью: «Достоуважаемый о. профессор, приветствуя меня, приглашал меня окунуться в святые воспоминания, связанные с академией. Послушный его зову, я вспоминаю ныне, как 30 лет тому назад в воскресный день и почти в это же число я и мои товарищи, только что окончившие курс, получали напутственные в жизнь наставления ныне покойного ректора академии преосвященного Антония.
В настоящий раз, я прихожу к вам в сей святый храм и храм науки не как первосвятитель Русской церкви, а как покорный сын, исполняющий свой долг по отношению к своей родной матери. Покойный ректор преосвященный Антоний, напутствуя нас, называл академию «матерью». И, конечно, мы, здесь учащиеся, вскормленные и взлелеянные ее лаской и любовью, должны именоваться детьми, а ее именовать матерью. Но, как я неоднократно говорил уже в своих беседах, никакая радость не бывает без печали. И моя радость при посещении академии растворяется со скорбью о тяжелом материальном ее положении. Оно мне хорошо известно, а вам, испытывающим его на себе, известно еще лучше. Но я глубоко верю, что эта хмара русской жизни пройдет. Разойдется, исчезнет туманное облако, как в свое время оно прошло в лице Юлиана Отступника. И я верю, что снова засияет Христос Бог наш, успокоит наши исстрадавшиеся души. Снова покроет Он Своим светом матушку академию. Сие буди, буди…». [10] Из церкви Патриарх в сопровождении митрополита Петроградского Вениамина и членов профессорской корпорации направился в зал заседаний Совета, где был предложен чай.
13 июля 1918 г. состоялось первое организационное собрание прихожан академического храма свв. Двунадесяти апостолов. В это время митрополит Вениамин стремился как можно больше домовых храмов Петрограда перевести в разряд приходских, стараясь спасти их, таким образом, от ликвидации. Община церкви свв. Двунадесяти апостолов была создана в соответствие с определением Священного Синода от 20 апреля 1918 г. о православных приходах и их организации. Организационное собрание открылось молитвой и речью благочинного академического храма игумена Александра, затем выступил исполнявший обязанности ректора профессор С.М. Зарин и состоялись выборы приходского совета. Собрание также постановило «здание академии с прилегающими к нему флигелями, постройками и садом счесть просветительным домом при настоящем приходе и возложить на Приходской Совет заботу о мероприятиях по охране и благоустройству этих помещений…». В тот же день митрополит Вениамин утвердил протокол собрания, о чем 6 сентября последовал указ Епархиального совета. [11]
После закрытия осенью 1918 г. Петроградской Духовной Академии большую часть ее здания в июне 1919-1927 гг. занимал Центральный губернский приемно-распределительный пункт для нравственно дефективных мальчиков (детская трудовая колония). В соседнем доме в 1919 г. был устроен районный детский дом № 29. Большое количество вчерашних беспризорников не лучшим образом отразилось на сохранности интерьеров здания, в том числе храма после его закрытия. [12]
По акту от 27 января 1919 г., церковь свв. Двунадесяти апостолов в здании Академии (только что переданном под приют) еще сохраняла «прекрасный иконостас начала XIX века», дарохранительницу того же времени, иконы «Несение креста» итальянской школы, св. Феодора Тирона XVI-XVII веков, св. Митрофана 1817 г., стенную живопись конца XIX – начала XX веков, исполненную с оригиналов Нестерова и Васнецова. Храм по-прежнему находился в ведении приходского совета. Однако, с учетом ситуации, отдел по охране памятников искусства и старины еще 15 января 1918 г. просил заведующего зданием уведомить его «в случае возникновения вопроса о ликвидации церкви» для своевременного изъятия в целях охраны предметов художественно-исторического значения. Храм свв. Двунадесяти апостолов официально закрыли к середине 1919 г., а в конце 1922 г. был разобран и передан на склад его иконостас. [13]
Здание Духовной Академии в ноябре 1927 г. передали северному факультету Ленинградского Восточного института им. А.С. Енукидзе, преобразованному 1 января 1930 г. в самостоятельный Институт народов Севера, который был закрыт в октябре 1941 г. [14] С осени 1941 г. здание использовалось под военный госпиталь, а после окончания Великой Отечественной войны оно несколько десятилетий было занято Ремесленным училищем № 16 (в 1947-1951 гг.), Индустриально-педагогическим техникумом, Институтом повышения квалификации работников профессионально-технического образования, и, наконец, Техникумом физической культуры и спорта (с 1965 г.). При этом помещение церкви использовалось под спортивный зал. [15]
С 1990-х гг. здание Академии занимал индустриально-педагогический колледж. В 1993 г. члены корпорации и учащиеся Санкт-Петербургской Духовной Академии начали борьбу за возвращение своего исторического здания и храма святых Двунадесяти апостолов.
29 ноября 2013 года весь исторический комплекс Санкт-Петербургской духовной академии вместе с домовым храмом двенадцати апостолов был возвращен законному владельцу.
[1] Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 802. Оп. 7. Д. 5а. Л. 2.
[2] Глухова Е.Е., Матвеев Б.М. Комплекс зданий духовно-учебных заведений в Санкт-Петербурге // Памятники истории культуры Петербурга. Вып. 5. СПб., 2000. С. 162.
[3] Там же; Чистович И.А. История С.-Петербургской Духовной академии. СПб., 1857. С. 430.
[4] Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. СПб., 2010. С. 191; Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т. 10. СПб., 1885. Приложения. С. 123-124; Чистович И.А. Указ. соч. С. 430; Лавры, монастыри, храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. Вып. 6. СПб., 1908. С. 5-6; РГИА. Ф. 801. Оп. 1. Д. 946.
[5] Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т. 10. Приложения. С. 123-124; Чистович И.А. Указ. соч. С. 430.
[6] Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т. 10. Приложения. С. 124-125.
[7] Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства. 1903. № 191, 230; Церковный вестник. 1905. № 27. Стб. 844-847; Русский паломник. СПб. 1909. № 7. С. 112, 115; Журнал Московской Патриархии. 1966. № 11. С. 50-54; Глухова Е.Е., Матвеев Б.М. Указ. соч. С. 162.
[8] РГИА. Ф. 799. Оп. 23. Д. 3033. Л. 1, 5.
[9] Там же. Д. 1350. Л. 20, 27.
[10] Речь Патриарха // Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918. № 16. С. 4.
[11] Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 277. Оп. 1. Д. 374. Л. 1-1об.
[12] Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 3201. Оп. 1. Д. 59. Л. 38об; Ф. 7610. Оп. 39. Д. 88. Л. 1-3; Оп. 180. Д. 6391. Л. 254, 269.
[13] Антонов В.В., Кобак А.В. Указ. соч. С. 191; Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга: История и современность. СПб., 1994. С. 146; Глухова Е.Е., Матвеев Б.М. Указ. соч. С. 162-163.
[14] Подробнее см.: Смирнова Т.М. Институт народов Севера в Ленинграде // История Петербурга. 2013. № 1. С. 43-49; Вечерняя Красная газета. Л. 1927. № 224.
[15] Антонов В.В., Кобак А.В. Указ. соч. С. 191; Шульц С.С. Указ. соч. С. 146.