Интервью со студенткой Аристотелевского университета в Фессалониках Магдалини Банава.
— Магдалини, если можно, несколько слов о себе, о сфере Ваших научных интересов.
— Я являюсь студенткой Аристотелевского университета в Фессалониках. В сферу моих научных интересов входит изучение современного греческого языка, классического древнегреческого и латинского языков, а также истории и литературы Греции. Сейчас я получаю второе высшее образование, параллельно интересуюсь культурой других государств, в частности, России.
— Вы впервые посещаете Россию?
— Нет, в России я во второй раз. Четыре года назад я приезжала с экскурсионной группой. Теперь же я хочу самостоятельно познакомиться с русскими людьми с их непосредственной жизнью, в частности, с церковной православной традицией.
— Несколько дней Вы провели в стенах Духовной академии Северной Пальмиры. Как Ваши впечатления?
— Духовная Академия мне понравилась, особенно иконография. Мне очень понравился иконописный класс.
— А музыка, хоровое пение?
— Очень специфическое. Для меня это необычно, я к нему не привыкла. У нас совсем другой певческий стиль. Мне нравится очень спокойное пение. Однако, несмотря на это, на богослужении я ощущала себя, как в царстве.
— Магдалини, не могу не спросить Вас о ситуации в связи с арестом игумена Ватопедского монастыря, о. Ефрема. Довольно неоднозначная позиция власти и Церкви по данному вопросу нам всем известна, а какова же позиция простого верующего народа.
— Ситуация с отцом Ефремом очень странная для всех нас. Решение об его аресте накануне Рождественского сочельника вызвало, мягко скажем, недоумение у простого верующего народа. Как только это произошло, народ сразу же стал собирать подписи в защиту о. Ефрема, чтобы освободить его. Все были очень расстроены тем, как повели себя судебные приставы относительно самого мирного, самого спокойного, невинного, как младенец, человека. Каждый день народ обращался и до сих пор обращается к соответствующим властным структурам с заявлениями посетить его в тюрьме. До сих пор, насколько мне известно, его держат под стражей, где ему сейчас разрешено исповедовать людей. Также каждый греческий митрополит обратился к правительству с тем, чтобы оно проявило справедливость и освободило его из-под стражи. Каждый митрополит посетил о. Ефрема в заключении.
— Исторические сложилось так, что Церковь в Греции государственная. Когда мы говорим о Греции, то всегда подразумеваем Православную Грецию. Государственность в Греции немыслима без Церкви. Является ли, по-Вашему мнению, данный инцидент с о. Ефремом итогом назревающего конфликта между Церковью и государством Греции, которая на протяжении веков являлась в глазах всего мира оплотом Православия, примером синергии светского и духовного начала?
— К сожалению, определенные властные структуры в настоящее время выступают против воли народа, и это, в первую очередь, не согласуется с библейским пониманием Правды Божией, справедливости. Все понимают, что произошло… Если рассматривать сейчас средства массовой информации, в частности, телевидение, то, к сожалению, в настоящее время с экранов телевизоров показывают много зачастую наигранного негатива о Церкви. Это проявляется все чаще. Многие программы именно целенаправленно выступают против о. Ефрема как личности. Поэтому ситуация с о. Ефремом намного сложнее, глубже и серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Она должна рассматриваться с точки зрения справедливости.
— Как Вам кажется, является ли данная ситуация одним из последствий секуляризации европейского сообщества?
— Безусловно. Секуляризация – это самая большая проблема современного христианского общества Европы. Да и не только Европы. Сейчас зачастую идет завуалированная борьба против традиционного христианства во всем мире, что мы, к примеру, наблюдаем сегодня и в Греции. Одной из главных причин этой борьбы является экономический кризис, который на самом деле не столько экономический, сколько духовный. Нельзя забывать, что Церковь в Греции – это и есть общество: епископы, священники, диаконы и миряне. Все связаны воедино. Если секуляризация проникает в Православную страну, православное общество, то она проникает и в Церковь, и влияет на всех: и на духовенство, и на мирян. И это очень опасно… Люди отпадают от Церкви. Становится все меньше практикующих христиан, и, таким образом, мы теряем надежду. Это и приводит к экономическому кризису. Однако, несмотря на это, довольно много народа, который имеет крепкую веру. Не стоит забывать, что практически все греки крещеные, и т. о., являются носителями Святого Духа. Подтверждением этому, опять же, является инцидент с о. Ефремом. Когда старца арестовывали, народ огромным кортежем, на своих машинах, мотоциклах следуя за полицейскими, сопровождал его до тюрьмы и весь день ждал и молился. Весь народ видимым образом выражал и до сих пор выражает свой протест в связи с его заключением. Разве это не является доказательством живой действенной веры! Я надеюсь, что, в конечном итоге, ситуация с о. Ефремом разрешится в положительную сторону, в сторону правды Божией и Святой Дух укажет нужный истинный путь, что Христос – Единственный Бог. Иначе мы придем к духовной и, как следствие, – к материальной бедности. Мы надеемся, что Господь не оставит нас.
— Возвращаясь к более простой тематике, скажите несколько слов о подготовке к Великому посту в Греции, а также о традиции его первой седмицы.
— В некоторых места Греции происходят карнавалы. Люди наряжаются в красивые костюмы, веселятся, но Церковь против таких увеселений, развлечений. Т. о., веселимся не очень, но стараемся больше духовно подготовить себя к посту. Накануне также просим прощение друг у друга. Относительно особенностей первой седмицы поста необходимо отметить следующее: понедельник первой седмицы является государственным выходным днем. Первые три дня верующие ходят в храмы, вообще ничего не едят, даже воду не пьют. Участвуют в Литургии Преждеосвященных Даров, за которой все причащаются. Каждую пятницу на протяжении всего поста вечером совершается особое богослужение – Акафист Божией Матери.
Беседовал Вадим Лозовский