— Отец Владимир, как возникла идея открыть в академии заочную форму обучения? Ведь существовал популярный экстернат?
— Экстернат изначально создавался для священников, несущих приходское служение в храмах Санкт-Петербургской епархии. Они должны были вместе с очниками посещать не менее 80% лекций и сдавать сессии. Однако для подавляющего большинства духовенства такой учебный график едва ли возможен: если священник служит в городском храме, то там обычно довольно напряженная череда, если в области – ездить каждый день в город проблематично. Поэтому, учитывая ритм жизни современного священнослужителя, а также просьбы духовенства из других епархий, в 2011 году было принято решение открыть заочное отделение магистратуры. Напомню, что согласно решениям Священного Синода от 22 марта 2011 года традиционная семинария стала четырехлетним бакалавриатом, а академия трансформировалась в две научно-образовательные ступени: двухлетнюю магистратуру и трехлетнюю аспирантуру. Первой мы открыли заочную форму обучения в магистратуре церковно-практического отделения – очевидно, самого востребованного у священников. В следующем, 2012 году, заочная форма была реализована и на трех других отделениях: библейском, богословском и церковно-историческом. Поэтому экстернат у нас постепенно и естественным образом исчез. Есть несколько священников из Санкт-Петербурга, богослужебный график которых позволяет посещать практически все лекции, но они официально обучаются на очной форме и получают соответствующий диплом.
— Каков портрет студента-заочника магистратуры церковно-практического отделения?
— Студенты очень разные, поэтому какую-то «среднестатистическую» картину нарисовать едва ли возможно. Они почти из тридцати епархий, больше всего – из Санкт-Петербургской, Екатеринодарской, Пятигорской, Белгородской, некоторые приезжают даже из далекой Якутии, есть студент из Македонии. Обучается и архиерей, возглавляющий одну из новообразованных епархий – он поступил к нам, будучи игуменом, а затем был поставлен на архипастырское служение. Большинство студентов — это приходские священники, служащие в городах и весях нашего Отечества, около двадцати процентов – монашествующие (из разных обителей – от находящихся в центре Москвы до отдаленных монастырей). Есть несколько мирян, обучение которых на очной форме невозможно по объективным причинам – но это, скорее, исключение и каждый такой случай рассматривается в индивидуальном порядке. Вообще мне сложно использовать здесь категорию «студенты». Прежде всего, это мои собратья по пастырскому служению, я всегда говорю им, что мы вместе создаем и развиваем заочную форму обучения, поэтому все наши организационно-административные усилия не будут эффективными без их отклика и активного участия. Мне кажется, что у нас складываются рабочие, доверительные и дружеские отношения. Более того, я сам многому учусь у обучаемых.
— Как строится учебный процесс? Студенты получают учебники в библиотеке академии, изучают материал и сдают его на сессии?
— Учебник на каждый семестр очень компактен и почти ничего не весит – это CD- или DVD-диск со всеми материалами, которые необходимо освоить. Они разбиты по папкам, содержат основную и дополнительную литературу (в электронном виде), задания для самостоятельного выполнения (например, темы рефератов), всю рабочую информацию на текущий семестр, в том числе контактные данные преподавателей, сюда могут добавляться аудио- и видеоматериалы лекций, прочитанных в рамках очной формы обучения. Обязательным условием является наличие доступа в интернет и владение электронной почтой, т.к. именно по ней происходит общение с преподавателями. Крайне желательна страничка в социальной сети «ВКонтакте» – она сильно облегчает учебу.
— Каким образом? И вообще, разве может компьютер заменить живое общение с преподавателем?
— Безусловно, нет. Именно поэтому программа заочников не копирует учебный план студентов очного отделения, слушающих «живые» лекции. Скорее, он имеет те же контуры и включает в себя его основные блоки с поправкой на самостоятельное освоение материала. Некоторые студенты, живущие в Санкт-Петербурге, просят о возможности посещать ряд курсов вместе с очниками – конечно, мы им такую возможность предоставляем при наличии свободных мест в аудиториях. Однако и виртуальное общение очень полезно. Для каждого отделения и курса создана своя закрытая группа «ВКонтакте». Например, я регулярно отвечаю на вопросы студентов своего отделения (они чаще всего одни и те же, так что это большая экономия времени), студенты обсуждают учебные материалы, совместно решают возникающие проблемы, и даже просто общаются – создают темы о местах своего служения, наполняют фотоальбомы, поздравляют друг друга с праздниками. Интернет – это инструмент, который можно и нужно активно использовать на благо Церкви, в том числе в образовательной сфере. Сам я не отношусь к числу горячих поклонников социальных сетей (у меня просто не хватает времени на эту форму общения), однако по крайней мере в течение первого семестра я ежедневно захожу в группу (потом несколько реже – раз в несколько дней), чтобы студенты не чувствовали себя одинокими, и требую того же самого от сотрудников заочного отделения. Эта обратная связь очень важна и отклики от студентов на нее всегда положительные. Возможно, на смену этой модели придет какая-то другая, но в данный момент она помогает эффективно выстроить образовательный процесс современных пастырей, живущих в информационном обществе.
— Планируется ли использование в обучении полноценных систем дистанционного образования?
— Конечно, компакт-диски и «ВКонтакте» – это лишь временное решение нынешнего «периода роста», поэтому вопрос о стратегии развития является для нас приоритетным. В настоящее время вся заочная форма обучения на бакалавриате активно переводится на систему Moodle, которая является бесплатной и включает в себя широкий спектр дистанционных инструментов: тесты, семинары, задания, форумы, чаты, видеосвязь и т.д. Поскольку это требует значительных сил и ресурсов, сейчас мы сосредоточились именно на учебном плане бакалавриата, для магистрантов в следующем году на этой же платформе будет предложено лишь несколько дистанционных курсов, в ближайшие два-три года мы планируем перевести в этот режим работы и все предметы магистратуры. Работе в Moodle уже обучено около 30 преподавателей, некоторые курсы мы готовим совместно с другими вузами – например, в настоящее время вместе с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и Санкт-Петербургским государственным институтом психологии и социальной работы разрабатывается курс по церковному социальному служению.
— Как священнику, несущему приходское служение, совмещать его с обучением в магистратуре?
— Образование – это не просто получение знаний в той или иной области, необходимых для сдачи экзамена или зачета. Скорее речь идет о процессе, который продолжается в течение всей жизни. Поэтому священник должен понимать, чем живут не только его прихожане, но и «захожане», уметь давать христианскую оценку происходящим в обществе процессам, своевременно знакомиться с общецерковными документами по актуальным вопросам, много и регулярно читать. Объем информации сегодня огромен, поисковые системы выдают тысячи ссылок по любому необходимому термину. Поэтому одна из задач учебного процесса в магистратуре – помочь студенту сориентироваться в этом потоке, выбрать из него самое важное и актуальное, а это возможно только при условии хорошо продуманного учебно-методического подхода. Ввиду этого многие наши курсы не только включают в себя самые новые материалы по теме, но предполагают и самостоятельную работу – написание эссе, поиск материалов в сети интернет и их обработку, приложение богословско-исторического опыта Церкви к современным условиям и пастырской практике. Конечно, нужно быть реалистами – если мы предложим священнику в рамках одного курса прочитать несколько тысяч страниц текста, а таких курсов в семестр несколько, он просто физически не сможет этого сделать. Поэтому учебный материал разумно дозируется и распределяется таким образом, чтобы не отбить желание продолжать самообразование, но, наоборот, стимулировать его.
— А как приход живет без священника во время сессии? Сколько она длится?
— Здесь мы также стараемся учитывать современные приходские и пастырские реалии. Поскольку студенты во время семестра выполняют по каждому предмету определенные письменные задания, которые оценивает преподаватель, они приезжают на сессию, уже имея промежуточные оценки по предметам. Поэтому зачеты или экзамены могут происходить по-разному: не только в традиционной форме ответов на вопросы билетов, но и в виде теста, семинара, небольшой письменной работы и т.д. Это позволяет провести сессию за 3-4 дня, которые не захватывают воскресные службы и церковные праздники (обычно она проходит со вторника по пятницу). Каждый священнослужитель получает официальный вызов на сессию для предоставления в свое епархиальное управление. Надеюсь, священники возвращаются на приходы, не только получив знания, но и прикоснувшись к святыням и красотам Санкт-Петербурга, пообщавшись с собратьями из других епархий. Один день в рамках сессии церковно-практического отделения мы стараемся полностью посвящать современным вопросам пастырского служения, проводя интенсивные тематические лекции и семинары, посвященные вопросам реабилитации зависимых, современным проблемам биоэтики, пастырскому служению в пенитенциарной системе и т.п.
— То есть они предназначены именно для приходских священников?
— Да, слушатели имеют уникальную возможность погрузиться на день в определенную тематику, услышать церковных и светских специалистов, получить ответы на интересующие вопросы. Судя по отзывам священников-магистрантов, это дает им хороший импульс для реализации подобных проектов у себя на приходе или в епархии, причем они имеют возможность консультироваться с преподавателями даже вернувшись домой – по электронной почте, скайпу. Очень важно, что речь идет именно о практической сфере, с которой соприкасается каждый пастырь, где очень часто именно базовые знания, успешный опыт, живой пример (например, в сфере социального служения) особенно важны. Еще Тертуллиан говорил, что «один христианин – не христианин», поэтому такие семинары – тоже некий опыт совместного осмысления и решения стоящих перед нашей Церковью проблем. Нам очень важна отклики студентов – в будущем мы планируем организовывать такие семинары по вопросам, которые будут наиболее интересны самим слушателям. Тем самым они в определенной мере будут иметь возможность определять учебный план – ведь каждый год набор студентов отличается от предыдущего. Все эти материалы записываются на аудио или видео, поэтому познакомиться с ними могут и студенты последующих лет обучения.
— Наверное, написать магистерскую диссертацию очень сложно? Все ли могут с этим справиться?
— Магистерская диссертация – это учебно-квалификационная работа с элементами самостоятельного научного исследования. Это не кандидатская диссертация, предъявляемые к ней требования (напр., объем около 100 страниц) не составляют проблемы для приходского священника. Более того, студенты заочной формы обучения имеют дополнительный, пятый семестр для написания работы. Гарантия своевременного написания и успешной защиты магистерской – тесная работа с научным руководителем. В течение первых месяцев обучения студенты заполняют паспорт магистерской диссертации, включающий в себя план, список литературы и работают по нему под руководством своего наставника. Преподаватели дают все необходимые консультации по электронной почте, оценивают отдельные части работы, которые регулярно присылают студенты. Конечно, написание текста требует определенной степени самоорганизованности, но это – необходимая предпосылка всего процесса заочного обучения. Нередко священники выбирают темы магистерских, связанные со своим приходским служением (по миссиологии, катехизации, социальному служению и т.п.), поэтому речь идет об описании и рефлексии опыта их личной пастырской деятельности. Самых способных кафедра рекомендует в аспирантуру, где также возможна заочная форма обучения или соискательство.
— Каковы требования к абитуриентам? Нужно ли заочникам сдавать экзамены по древним или новым языкам?
— Вступительные экзамены включают в себя программу семинарского курса (предметы варьируются в зависимости от отделения), а также собеседование с ректором и заведующим кафедрой. При поступлении во внимание принимаются не только полученные на экзаменах оценки, но и тема магистерской диссертации, над которой планирует работать студент – желательно, чтобы она была актуальна и интересна. Согласно сегодняшним требованиям, сдается один древний и один новый язык по выбору. Знание нового языка обычно проверяется путем компьютерного тестирования, древнего – через перевод короткого оригинального текста с использованием словаря. Поскольку большинство тем магистерских диссертаций не связаны с анализом источников на иностранных языках, например, на церковно-практическом или церковно-историческом отделении, выдвигаемые к абитуриентам требования, на мой взгляд, очень реалистичные. Конечно, мы понимаем, что у приходских священников есть объективные сложности в подготовке к экзаменам по языкам, поэтому всегда делаем соответствующую поправку. Но если человек хочет заниматься, к примеру, патрологией или историей источников канонического права, то соответствующий инструментарий у него должен быть. Расписание вступительных экзаменов компактное, они проходят за 2‑3 дня, не затрагивая воскресные и праздничные дни.
— Как относятся правящие архиереи к обучению своих священников в магистратуре?
— Те архиереи, с которыми я беседовал, благодарили за открытие заочного отделения. Ситуация в епархиях сейчас меняется: создаются и развиваются епархиальные отделы, растет количество приходских инициатив, возвращается церковная собственность, развиваются благотворительные проекты и церковные СМИ – все это требует от священника помимо совершения богослужений и пастырского окормления пасомых новых знаний и навыков. Поэтому «Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви», принятая Священным Синодом 21 марта 2011 г., подчеркивает, что пастырь «должен в более полной мере соответствовать тем задачам, которые выполняет Церковь в условиях современного общества… Целью образовательного процесса становится приобретение комплексных результатов обучения, которые включают в себя, помимо знаний, специальные умения и компетенции, определяемые Церковью». Конечно, остается открытым вопрос надлежащей интеграции образованных священников не только на приходском, но и на епархиальном уровне, создания мотивации для продолжения образования духовенства. Например, в Румынской Православной Церкви священник, который служит в городском храме, должен иметь определенный образовательный ценз – и это правильно, поскольку он общается с самыми разными людьми, его приглашают в вузы и школы, он выступает в СМИ и т.д. Абитуриенты из одной центральной епархии рассказывали, что их митрополит поставил такое же условие духовенству, несущему служение в городе – необходимо пройти обучение в магистратуре. Безусловно, цель – не просто получение «корочки» для карьерного роста или более престижного места служения, но правящий архиерей тем самым дает положительный «внешний толчок» для повышения уровня образования своих клириков. Плоды обязательно будут – причем не только в отдаленной перспективе, а уже во время учебы.
— Где абитуриентам можно получить необходимую информацию?
Прежде всего, в разделе «Абитуриентам» сайта Санкт-Петербургской православной духовной академии. Там же можно найти контакты заочного отделения и канцелярии, программы вступительных экзаменов и список необходимых для поступления документов. В 2013 году мы опробуем новый способ подачи документов для поступающих – теперь их можно прислать через сайт академии (соответствующая форма также находится в разделе «Абитуриентам»), а оригиналы документов привезти уже на вступительные экзамены. Среди клириков многих епархий есть наши студенты, поэтому абитуриенты могут узнать о впечатлениях от вступительных экзаменов и учебы из первых рук. Мы всегда готовы ответить на все вопросы, ждем новых магистрантов и рады каждому студенту.
В рамках Дня открытых дверей в Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин СПбДА, рассказал о том, как строится процесс обучения на заочном отделении Санкт-Петербургской духовной академии, о введении дистанционного обучения при помощи интернет-технологий, и о том, как священнику совместить приходское служение с обучением в магистратуре.