Дорогие братья и сестры!
Завтра Церковь вступает в последнюю подготовительную неделю к Великому посту. Эта седмица названа церковной традицией неделей о Страшном суде. В завтрашнем евангельском чтении мы услышим притчу о том, как будет вершиться этот великий Суд: соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Господь отделит праведников от грешников, праведники пойдут в Царствие Небесное, грешники же в муку вечную. И критерием того, кто станет одесную, а кто ошуюю, служит не то, как благоговейно мы молились, сколько раз причастились или насколько хорошо рассуждали на богословские темы, но как мы относимся к своему ближнему. «Кто говорит, что любит Бога, а ближнего своего ненавидит, тот лжец», — говорит нам апостол Иоанн Богослов в своем послании. Любить Бога, не любя ближнего, невозможно. Более того, любить ближнего своего непритворно и сострадательно — это и есть истинная любовь к Богу.
Господь ждет от нас милосердия, чтобы мы с трепетом и благоговением относились друг к другу, как образу Божиему.
В притче о Страшном суде Господь говорит, что такое милосердие на практике: голодного накорми, болящего посети; нужно поддержать того, кто находится в темнице; помочь тому, кто в путешествии, и каждому нуждающемуся нужно помочь и не оставить его. Как правило, этой самой главной заповедью о любви к ближнему и милосердии мы пренебрегаем. Часто мы проходим мимо нуждающегося; как часто мы человека, пусть даже который кажется нам посторонним, который кажется нам не нужен — оставляем без утешения и без помощи и этим оставляем Христа. И это не удивительно, потому что с точки зрения простой человеческой корысти, заповеди Божии – вещь невыгодная, требует от нас нашего времени, растрат и жертвенности. Но это как раз и есть истинная жертва, которую следует постоянно приносить Господу. Потому, что христианство основано на жертвенности. Христианская вера началась с того, что Иисус Христос распялся на кресте. Сын Божий, Творец мира, всемогущий Господь висел на кресте, как последний разбойник, без одежды, оплеванный и избитый, всеми оставленный. Когда мы обретаем готовность к жертве, тогда и становимся его последователями, настоящими христианами, а все остальное – это градации, что-то промежуточное. Этот путь за историю христианства прошли сотни тысяч людей вплоть до наших дней, на эту стезю призваны и мы.
Но если в нас нет готовности к жертвенности, решимости самоотвержено идти путем Христа, что тогда делать? Для этого и существует пост, чтобы тренироваться, чуточку ограничить себя в еде, питье, зрелище, во всем, к чему мы так привязаны. И качество проведения поста измеряется не в совокупности ограничений и запретов, которые налагает на себя человек, а в решимости что-то сделать ради Господа, показать делом, а не словами свою заинтересованность, что Царство Божие нам нужно больше, чем комфортная удобная жизнь.
Однажды у преподобного Серафима Саровского спросили: «Батюшка, скажи нам, а почему сейчас нет в мире среди христиан таких подвижников веры и благочестия, которые были в прошлом, которые воскрешали мертвых, смирялись до зела, совершали труды и подвиги самоотвержения ради Бога, таких, которых мы сейчас не видим в нашей современной жизни?». И тогда преподобный Серафим сказал: «Причина только в одном — нет решимости у человека жить всецело по евангельским заповедям».
Дорогие братья и сестры, цель поста — воспитать в себе эту решимость, о которой говорил преподобный Серафим, чтобы достойно выдержать главный экзамен нашей жизни, который ждет нас всех без исключения. Аминь.
Проповедь студента 1 курса Санкт-Петербургской духовной академии чтеца Максима Кивелева, произнесенная в академическом храме апостола Иоанна Богослова за всенощным бдением 26 февраля 2011 года.