Максим Кивелев. Память отцов I Вселенского Собора

Максим Кивелев. Память отцов I Вселенского Собора

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

В седьмое воскресенье по Пасхе Церковь традиционно совершает память отцов I Вселенского Собора.

Событие это, благодаря своей масштабности и важности обсуждавшегося вопроса, в истории христианства имеет особое значение; это был собор, включавший в себя всю полноту тогдашней Церкви. Причиной созыва собора стала ересь Александрийского пресвитера Ария, учившего о тварности второго лица Святой Троицы.

Арий был, пожалуй, одним их лучших людей своего времени. Он, вероятно, стал христианином в годы самых страшных гонений, что характеризует его как человека твердого в вере и даже готового к исповедническому подвигу. В Атиохийской школе свт. Лукиана он получил прекрасное образование. В начале IV века переехал в Александрию, где обратил на себя внимание и даже был избран кандидатом на епископскую кафедру, но от которой отказался в пользу еп. Александра Александрийского. Он также прославился как талантливый проповедник, обладавший исключительным даром слова и убеждения. На собеседников он производил сильное впечатление и своим внешним видом: имел смуглое обветренное лицо аскета, вел очень строгую жизнь.

В то время не было редкостью услышать пламенную речь образованного богослова или спор на вероучительную тему. Церковь не одно десятилетие находилась в состоянии гонений, и это затрудняло решение внутренних вопросов и разногласий. Эдикт императора Константина, даровавший христианской Церкви официальный статус, породил в то же время благодатную почву для возникновения разномыслий. И Арий стал учить о том, что Иисус Христос есть первое и наивысшее творение. Но между всяким творением и творцом лежит бесконечная пропасть, так как они не имеют Единой сущности. Это учение хоть и было логически выверено и доступно для понимания, однако покушалось на самые основы христианского вероучения о Божестве Иисуса Христа и его Богосыновстве, а значит и действительности совершенного Им спасения.

Для борьбы с ересью был созван I Вселенский Собор, на нем присутствовали такие замечательные отцы, как архидиакон Афанасий Александрийский, Спиридон Тримифунтский, Осия Кордубский, по преданию, на соборе был также свт. Николай Мирликийский и др. Тогда арианство было официально объявлено ересью и составлены первые восемь членов Символа веры, излагающие православное учение о Божестве второго лица Святой Троицы.

В результате соборного постановления Арий был осужден и низложен. Но он сумел собрать значительное число последователей, в результате борьба с ересью не закончилась торжественным провозглашением Символа веры и соборным обличением еретических заблуждений. Последователи этого одного из крупнейших за историю Церкви еретиков продолжали еще не одно десятилетия вносить смуту в церковную и государственную жизнь. Даже сейчас находятся сектанты, которые в своих взглядах придерживаются арианских доктрин.

Борьба Церкви с противниками Истины продолжается и до сегодняшнего дня, т.к. Церковь Христова только на одну часть состоит из благодатной силы, другая же ее часть – живые люди, которые иногда могут заблуждаться, а это причина для разномыслий и ересей. Но существует два способа устранения заблуждений. Первый — по принципу, провозглашенному блж. Августином: в главном — единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь. Второй же случай – когда кто-то из членов Церковного Тела пытается разрешить возникшее недоумение отдельно от Церкви, намереваясь, как ему кажется, улучшить ситуацию. В результате какая-то часть церковного организма начинает действовать, не согласуясь с теми функциями, которыми наделил ее Соборный разум, как злокачественная опухоль. И как злокачественное образование может нанести непоправимый вред телу человека, поразить другие органы и даже привести к смерти, так и в церковном организме разномыслия, которые не решаются в согласовании с соборным разумом, приводят к возникновению такой же опасной опухоли, которую приходится отсекать, чтобы не допустить повреждения других членов.

Из повседневной жизни мы знаем, что человек может десятилетиями регулярно посещать богослужения, формально считаться членом церковной общины и при этом совершенно не работать над собой, не менять в лучшую сторону свою жизнь. Поэтому не достаточно для пребывания в Истине, для того чтобы быть частью Христова Тела, просто вести формально благочестивую жизнь. В основе должен лежать подвиг, необходимо постоянно подвигаться вперед, повышать планку добродетели, бороться с грехом, стремиться к общению с Богом.

Как говорит народная пословица, чтобы узнать человека, нужно съесть с ним пуд соли. Логика понятна: человек кладет в пищу небольшое количество соли, и для того чтобы съесть вместе с кем-то целый пуд – 16 килограмм – понадобится не один год, при этом нужно тесно общаться с человеком, делить с ним пищу. Так же и с Богом: человеку необходимо настолько сблизиться и полюбить Его, чтобы с радостью исполнить все, что Он попросит, быть готовым даже и умереть за Него.

В этой связи подвиг отцов I Вселенского Собора, отстоявших чистоту Истины, единство и полноту Церкви, особенно важен, т.к. Церковь – это то место, где человек становится богочеловеком, соединяется со Христом, входит в Божественную жизнь, где личный подвиг каждого члена этого церковного Тела обретает особый высший спасительный смысл. Аминь.

Проповедь студента 2 курса церковно-исторического отделения академии чтеца Максима Кивелева, произнесенная на всенощном бдении в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 26 мая 2012 года.


Опубликовано 26.05.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter