Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (Лк 1:26-38), который мы празднуем сегодня, имеет в своей основе уходящую в глубину веков предысторию.
Бог в Своем Откровении обещал благочестивому царю Давиду вечность его династии (2 Цар 7:8-16; 3 Цар 9:4-6; 4 Цар 8:19; Пс 88:4-5, 36-38;). Он также обещал о милости Своей к Израилю, которая будет проявляться через правление царей этого престола (Пс 2,109). При Давиде царство Израиля находилось на высоком уровне развития и последующие цари его династии должны были сохранить и преумножить все богатство Израиля как материальное, так и духовное. Они должны были быть сынами Божьими, а Бог должен был быть их Отцом (2 Цар 7:14; Пс 2:7; 88:27-29). В Библии сынами Божиими называются люди, живущие полноценно по Его воле (Пс 2:7; 2 Цар 7:12-14; Сир 4:11; Прем 2:13-18). Но, к сожалению, среди царей этой династии почти не оказалось таких людей, за исключением некоторых, но и они не были идеальны.
И постепенно надежда пророков, вестников Божиих, исходя из обещания Бога о Своей милости к Израилю, направляется к тому, что однажды все же придет такой Царь, который будет идеальным правителем и который создаст из многострадального Израиля и всего мира Новый Эдем, где будет полноценно соблюдаться воля Божья (Ис 7:14; 9:1-7; 11:1-10; 2:1-4; Мих 5:2-5а; Иер 23:5-8; Иез 21:25-27; 34:22-31; 37:21-28; Зах 9:9-10). Но поскольку человеческая природа больна после грехопадения, среди людей на земле не мог появиться такой идеальный Царь, который бы создал Новый Эдем на земле. Однако пророки все же продолжали верить в это и учили так верить и надеяться весь Израиль, ибо Слово Божие, сказанное однажды, непоколебимо (Пс 88:34-35; Лк 1:37). Также и мы должны всегда верить, что Бог исполнит Свои обещания о нашем спасении, несмотря ни на какие тяжелые обстоятельства в нашей жизни.
Эта надежда, в том числе и характеристика идеального Царя как Сына Бога, подготовили фундамент для пришествия Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, являющегося Сыном не только по Своей праведности, но и по Своей природе.
И вот однажды в определенный исторический момент благочестивой девушке из Назарета, ожидавшей исполнения Божьих обетований, явился Ангел, который принес ценную и великую весть о том, что наконец-то придет такой Великий Царь, Который исполнит все обещания Божьи и Который будет велик настолько, что спасет всех людей (ведь имя «Иисус» означает именно «Господь спасает») (Лк 1:26-33). И начнет Он это спасение прежде всего с исцеления больной природы человека, для того чтобы Новый Эдем наконец-то стал реальностью.
Таким Великим Царем оказался Сам Бог, ставший Человеком. Его Слава, то есть Его благодатное и спасающее присутствие, отныне навсегда будет достоянием всех людей. И Пресвятая Дева становится Матерью Этого Великого Царя, через Которого придет мир на землю. В евангельском тексте сегодняшнего праздника Она образно изображается как новая Скиния: «Сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк 1:35), то есть «покроет Тебя тенью», как некогда «осеняла» ветхозаветную скинию (Исх 40:34-35[1])[2].
Что же остается делать нам в ответ на эту безграничную Божью любовь? Нам остается только ответить благодарностью, выражающейся любовью и правильным отношением к Богу, к людям и себе. Нам остается только открыть сердце для действия Святого Духа и той благодати, которая пришла в мир вместе с Истинным Мессией.
Аминь.
1 «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию».
2 См.: Ианнуарий (Ивлиев), проф., архим. Евангелие от Луки. Беседа на радио «Град Петров» № 3.