В начале XXI века Россия встает на путь обретения себя через возрождение духовно-нравственных основ своего бытия: ценностей патриотизма, русской национальной идеи. Духовно-нравственное возрождение требует актуализации в общественном сознании универсальных духовных ценностей, и это не может быть спонтанным процессом, духовно-нравственное возрождение достижимо только как результат целенаправленного долгого труда в воспитании молодого поколения.
Вопрос о месте и роли духовных традиций в жизни современного общества не так прост, как хотелось бы. Очевидна их фундаментальная значимость в жизни человека и общества, поскольку именно состоянием духа определяется творческий и жизненный потенциал народа, пути и перспективы развития страны. Однако нельзя не считаться с тем, что современный мир далеко ушел от стандартов жизни традиционного общества. Простое воспроизведение веками наработанных схем деятельности, форм общения, организации быта и других культурных образцов давно уже не составляют содержания общественной жизни, но напротив, – современность демонстрирует критическое отношение к прошлому и стремление к сознательному переустройству общества. В этом отношении возрождение внешних форм жизни, которые были разрушены, невозможно. Тем не менее, речь все же может и должна идти о возрождении именно духовных традиций.
Одной из таких важных духовных традиций была и остается традиция служения Отечеству. Эта традиция не утрачена и поныне, она относится к тем основам русской жизни, исчезновение которых означало бы исчезновение самой России. Эта традиция жива, но для действительного возрождения нашего Отечества традицию служения необходимо прививать и поддерживать. Развитием этой традиции закладываются принципиально важные предпосылки обретения русским народом и государством новых исторических перспектив.
Само понятие служения означает, что человек подчиняет свою жизнь чему-то более высокому и значимому, чем материальная обеспеченность и житейский комфорт. Служение означает, что человек должен жертвовать и своим спокойствием, и своим благополучием, а порою и жизнью, исполняя свой служебный долг. Немыслимо основать все это на системе ценностей потребительского общества, опорой и ориентиром здесь могут быть только духовно-нравственные ценности.
В служении не может быть того расчета, каким сопровождается наемный труд: «сделаешь порученное – получишь, сколько договорились, а сверхурочные – за отдельную плату». Служа Отечеству, человек отдает ему не часть своего времени и сил, а всю жизнь целиком, а взамен получает не заработную плату, а полное обеспечение своей жизни различными видами довольствия.
Служение в силовых структурах подчинено жесткому уставу, согласно которому даже самое простое и естественное действие личности, как передвижение в пространстве или употребление пищи, заранее определены и прописаны. Можно сказать, что такие условия схожи с монастырскими, здесь действует закон беспрекословного послушания и отсечения собственной воли перед волей начальника.
Такая устойчивая организация и главенство авторитарного принципа позволяют силовым структурам быть хорошо организованными, мобильными и управляемыми, способными к выполнению сложных и невозможных для выполнения гражданским обществом. Либерализация управленческой системы гибельна для силовой структуры и ведет к ее разрушению.
В то же время дисциплина и единоначалие не являются главными принципами в работе силовых структур. При одной лишь внешней организованности, такая административная машина будет похожа на прямолинейный механизм, способный лишь к буквальному выполнению приказа, но не к творческому сознательному служению Отечеству.
Всему коллективу любой силовой структуры, должна быть присуща победоносная духовно-нравственная сила, которая может быть выражена в категориях любви и внутренней свободы человека.
Служение Родине в любом качестве невозможно без любви к Отечеству, без воспитания у служащего патриотического чувства, которое должно переживаться совокупно с любовью к ближнему. В условиях несения непростой службы полицейского или военного, человек особенно остро чувствует привязанность и любовь к родителям, друзьям, любимому человеку. Лучшим проявлением любви в таком коллективе могут стать взаимовыручка, братское товарищеское чувство, отеческое отношение командиров к подчиненным. Все эти качества способны гармонизировать психологически сложную обстановку жизни и деятельности коллектива силовой структуры. «Именно любовь снимает все противоречия между личностью и окружающими ее людьми, делая человека способным полностью реализовать свободу и одновременно заботиться о ближних и об Отечестве».
Священное Писание открывает наивысшую степень проявления любви достижимую для человека в жизни на земле. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), говорит святой апостол Иоанн Богослов. В то же самое время апостол Павел в своем послании к римлянам пишет: «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем». (Рим. 14:8). И в том же послании, говоря о власти, пишет: «..ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых…[начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести (Рим.13:1-5)».
Конечно, только в контексте этих слов апостолов можно правильно понять отношение война-христианина к использованию оружия и самопожертвованию. Воин-христианин, офицер берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать тех, кто не может себя защитить. Он Божий слуга, отмститель делающим злое, и потому использование оружия в условиях несения службы освящено Богом ради поддержания миропорядка. Воин, офицер в крайне опасных обстоятельствах идет умирать, чтобы другие жили. Это подвиг. Об этом говорили и св. отцы и учителя Церкви, например Афанасий Великий: «Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать; но убивать врагов на поле брани, и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им памятники, возвещающие превосходные их деяния». (Послание Афанасия Великого к Аммуну монаху. Книга Правил).
Находясь в условиях внешней несвободы, офицер, тем не менее, не лишается достоинства и внутренней свободы. Надев форму, офицер не перестает быть личностью, но, в религиозном понимании, — живым «образом и подобием Божиим» (Быт. 1:1). Внутренняя свобода офицера, как любой другой личности, выражается в свободе нравственного выбора между правдой и ложью, добром и злом, верностью и предательством. Она не перестает для него существовать в любых условиях. Все выдающиеся полководцы отмечали, что служение и исполнение долга службы возможны исключительно на высоких духовно-нравственных началах. Без нравственных основ силовая структура имеет риск превратиться в сборище вооруженных людей, способных на самые страшные преступления и злодеяния. Только служение нравственным идеалам может оправдать те жертвы, которые приносит личность в условиях несения службы — значительные ограничения человеческих свобод: творчества, слова, социально-экономического права. Обладание подлинной внутренней свободой, следование нравственным принципам и дает право офицеру носить оружие.
Признавая святость долга служения и защиты Отечества, борьбы с внешними врагами, освящая оружие, Церковь всегда напоминает своим чадам, что главная причина существования зла в мире — это греховность. Поэтому сущностная борьба со злом должна вестись в глубине человеческого духа и может иметь успех лишь на путях религиозной жизни личности. Каждый человек для того, чтобы оставаться нравственно свободным, способным различать добро и зло, активно противостоять злу, должен понимать, что такая борьба прежде всего должна осуществляться внутри самого себя. Задача Церкви как раз и заключается в том, чтобы помочь человеку выиграть эту внутреннюю духовную борьбу со злом.
Можно сказать, что каждый учащийся учебных заведений силовых ведомств должен получить в этих стенах не только управленческое образование, но призван и осознать свою правоохранительную миссию с нравственных позиций. В основе нравственного поведения человека Господь поставил любовь. Научиться любить – есть главная духовная задача человека на Земле. Любовь к народу, которую призван защищать от преступных посягательств офицер, познается в любви к конкретному человеку: подчиненный это или начальник, потерпевший или преступник. Именно с позиции любви офицер понимает, что ответственность за принимаемые решения лежит на нем не только перед руководством или охраняемым населением, но прежде всего перед Богом. И только тех, кто слушает свое сердце и поступает по совести, не оставляет помощь Божия.
Доклад магистранта II курса богословского отделения академии Максима Суворова на научно-практической конференции «Деятельность молодежи в социальном служении», состоявшейся 14 ноября 2012 года в Санкт-Петербургском университете МВД России по поводу десятилетия Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров».