Что значит война с точки зрения христианства? Что говорит христианство о войне? На какой позиции должна стоять Церковь в отношении войны и как относиться христианину-воину к прямому приказу убивать? Наверное, каждый человек, призванный к служению в воинском звании, слушающий свою совесть, понимает актуальность и значимость этих вопросов. Любой военнослужащий знает, что в момент реальной опасности становится не до размышлений о не сопротивлении злу. Но как же на деле исполнить заповедь Божию «Не убий»?
Войны велись во все времена после грехопадения. И с уверенностью можно сказать, что будут происходить и далее в истории человечества. Сам Господь Иисус Христос предупреждает об этом: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец…» (Мф 24:6) В качестве главной причины войны Священное Писание во многих местах называет тяжкие прегрешения людей против Бога и нарушения верности Ему. Война является возмездием народу за всенародные грехи, наиболее же за грех отступничества: «Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? Не Господь ли, против которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны…» (Ис 42:24-25). Однако если верующие были верны Богу и против них выступили враги, то в таком случае Господь всегда помогал одержать победу. И эта связь ясно прослеживается во многих местах Священного Писания – Господь благословлял миром народ, верно служащий ему (Исх 19: 5; 1 Цар 17: 45–47; Ос 2:18).
Для защиты своего народа Господь создал и благословил Армию: «И сказал Господь Моисею: … исчислите все общество сынов Израилевых… всех мужеского пола поголовно: от 20 лет и выше, всех годных для войны у Израиля…» (Чис 1:1-3) «…и когда пойдете на войну в земле вашей против врага, наступающего на вас, трубите тревогу трубами, — и будете воспомянуты пред Господом Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших…» (Чис 10:9). По закону Моисея, каждый израильтянин, исключая левитов, должен был носить оружие (Чис 1, 3, 49, 50; 2, 33; 26, 2). Очевидно, что во времена Ветхого Завета войны считались необходимыми и справедливыми. Потому невозможно говорить о запрещении войны и военной службы ветхозаветным учением.
Определенное внимание вопросам насилия уделяет и новозаветное учение. С одной стороны, Господь Иисус Христос заповедует своим ученикам не противиться злому, – «но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» (Мф 5:39). Надо заметить, что речь здесь идет лишь о таких формах насилия, которые касаются лично самого страдающего человека и об относительно легких формах насилия. Можно предположить, что этими словами Христос вовсе не запрещает человеку сопротивления преступнику, который явно грозит ему убийством. Спаситель повелел апостолу Петру вложить меч свой в ножны: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:52). Очевидно, данные слова обозначают лишь грозное предостережение всякому, поднимающему меч на другого.
Даже если предположить, что христианин должен довести свою уступчивость до того, чтобы не сопротивляться злодею и в самой экстремальной ситуации под угрозой смерти, он может оказывать помощь другим «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13).
Отметим, что христианское вероучение не осуждает безусловно и прямо войну. Нельзя также сказать, что есть прямое запрещение на употребление оружия в целях самообороны. Напротив, Христос говорит на прощальной Вечери: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. Они сказали: Господи! Вот здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк 22:36-38). Христос после исцеления слуги римского сотника не повелел последнему оставить его профессию, не осудил его за то, что он был военным, но сказал ему: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (Мф 8:13).
Иоанн Креститель, хотя и проповедовавший до Иисуса Христа, но выражающий взгляды Христа, на вопрос солдат о том, что им нужно делать, в лице этих солдат ответил всему воинскому сословию: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лук 3:14), не упомянув, что им нужно оставить свое служение.
Из приведенных слов Спасителя ясно, что христианство, с одной стороны, не предписывает войны своим последователям, с другой, прямо и безусловно ее и не запрещает. Более того, все ветхозаветное учение считает войну в некоторых случаях неизбежной и даже законной. Следует упомянуть, что на протяжении всей истории христианства одни христианские богословы и философы, ссылаясь на Божию заповедь «Не убий» (Исх 20:13), утверждали, что война есть убийство, которое запрещается Богом, что христиане не должны воевать ни против какого народа, так как через Иисуса Христа они стали детьми мира, что не подобает одновременно служить Христу и диаволу, что не может одна душа служить двум господам. В то же время другие, наоборот, считали, что смерть врагов на войне не является убийством. Это видно, например, из 13-го правила одного из отцов Церкви – святителя Василия Великого, архиепископа Каппадокийского (IV век).
Это явное противоречие, эта трагическая антиномия во взглядах на войну даже внутри Церкви говорит о том, что всякая война, даже по священным мотивам, есть великое несчастье, кризис, суд Божий над человечеством. При этом грех за человеческие страдания возлагается на тех, кто развязывает войну, а не на воинов, жертвующих на полях сражений собственной жизнью. Видя как бы обращенные непосредственно к нам поучительные примеры Священного Писания, показывающие эту явную связь между нравственной жизнью человечества и состоянием войны или мира в обществе, каждый из нас может и должен не допустить это зло и хаос, ведя главную войну – на поле брани своего сердца. Максим Суворов, магистрант II курса богословского отделения академии