Максим Суворов. О любви Божественной

Максим Суворов. О любви Божественной

Сегодня мы вновь слышали слова Божественного Евангелия и обращаем свои духовные взоры к событию, совершившемуся во времени и навсегда изменившему ход человеческой истории, а главное, изменившему суть и принцип человеческого существования. Слова о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, те глаголы вечной жизни, которые являются основой и смыслом нашей веры, совершенно неслучайно так часто звучат в те дни, когда мы еще далеки от приближения праздника Пасхи, от той пасхальной ночи, в которую они действительно вспоминаются и актуализируются.

Мы сегодня видим духовными очами идущих рано утром ко гробу женщин для того, чтобы помазать святое тело Иисуса. Они идут к Нему пока не как к Господу и Спасителю, а как к умершему любимому человеку. Сила любви остается действенной даже тогда, когда по закону этого мира с любимым человеком разлучает смерть. И идущие до восхода солнца женщины, движимые безграничной любовью к своему Учителю, были вознаграждены самой высокой наградой. Утро это стало навсегда самым главным в истории человечества. А их любовь была вознаграждена сполна Самим Источником этой любви – воскресшим и победившим смерть Богом.

Настоящая любовь никогда не остается безответной, а тем более настоящая любовь к Богу. И дар этого великого таинства радости от Божественной любви нам дан в счастье переживания Пасхи. Ведь настоящая любовь всегда венчается радостью. И сегодня, в преддверии воскресного дня, дня Господнего, Святая Церковь в Евангельском чтении напоминает нам о великом событии, изменившем все внутри и вокруг нас.

Все, чему учит Христос, ради чего Он живет, страдает и воскресает – все это лишь только одна любовь, и все это ради любви. От Своей любви Он создает мир и нас, только ею движимый, Он спасает нас, предавая себя в руки человечества, дойдя до смерти и глубин ада, и воскресает. И воскресение Его становится для нас самой любовью, эссенцией всей любви мира, которая есть Бог. Ведь цель всех заповедей Христа – исторгнуть дух человека из хаоса и ненависти, чтобы привести его к Своей любви и любви к ближнему.

Этот великий дар любви преподается в Божественной литургии, которая есть таинство любви. Мы должны понять, что в храм на литургию мы идем за любовью, за той новой Богочеловеческой любовью Самого Христа, которая даруется нам, когда мы собраны во имя Его. В церковь мы идем, чтобы Божественная любовь снова и снова «излилась в сердца наши», чтобы снова и снова «облечься в любовь» (Кол 3:14), чтобы составляя Тело Христово, вечно пребывать в любви Христа и ее являть миру. Через литургическое собрание исполняется Церковь, совершается наше приобщение ко Христу, к Его жизни, к Его любви, и составляем мы — многие — одно тело.

Воскресение Христово – великое чудо, открывающее нам Евангелие – весть о настоящей, божественной любви к нам. Подлинное и труднейшее чудо – это пример и практика любви. Божественную любовь к нам не оставить без ответа можно только своим согласием: дать вовлечь себя в движение Троичной любви, открывающей в другом человеке ближнего, а точнее и вернее, позволяющей каждому из нас осуществиться по-настоящему, как ближнему для других людей.

Стать ближним для другого человека – значит соединиться со Христом, Который отождествляет Себя со всяким гонимым и страдающим, говоря об этом в евангельской картине Страшного суда и вопрошая о том, какой ответ давали в течении жизни люди, когда Господь приходил к ним в виде ближнего: алчущего, жаждущего, больного, в темнице… Такая любовь открывает нам, что всякий человек, прежде всего страдающий – есть таинство Христа.

А пример обрадованных самой большой радостью за любовь женщин, вставших рано утром для всех нас и для многих других в будущем, говорит нам о том, какая великая награда от Господа любящим Его. Награда за любовь к Богу, любовь действенную – вечная пасхальная радость и счастье быть с Ним. Следуя примеру святых жен, мы встретим новый воскресный день полные решимости в своей верности и любви к Господу, и этой любовью Владычествующаго воскресению да научимся, и к Живота гробу с Петром притецем, и содеянному удивльшеся, пребудем Христа видети (воскресный эксапостиларий 4 на утрени 2 гласа). Аминь.

Проповедь магистранта II курса богословского отделения академии Максима Суворова, произнесенная 15 сентября 2012 г. на всенощном бдении в Иоанно-Богословском академическом храме.


Опубликовано 16.09.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter