В нынешний воскресный день Святая Церковь напоминает нам беседу Христа Спасителя с самарянкой (Ин 4:4-42).
Христос пришел в мир не для того, чтобы мы, как нуждающиеся, отыскивали Его с трудом, но Он сам с мукой рождает помощь для каждого из нас. Он мучился, заботясь о расслабленных, сострадая болящим, усваивая Себе горе слепцов, перенося несчастье прокаженных, стремясь на помощь к беснующимся, омывая загрязненные души всех.
Тогда, утомившись от долгого пути, Он сидел подле колодца. Хотя и Богом Он был, но то тело, в котором Он явился, было облечено немощами человеческой природы: чувством усталости, необходимостью сна, ощущением голода. Он имел с нами все сродное, кроме греха. Любовь к людям побеждала в Нем усталость тела. Опаляясь полудневным зноем, Он наблюдал время пришествия той, которой надлежало спастись. «Сел у колодца». «Как опытный ловец, скрыв в Себе благодетеля, Он показывает себя точно нуждающийся. И говорит ей: «дай Мне пить». Принося этой женщине воду живую, воду спасения, Он принимаешь вид жаждущего», — говорит свт. Иоанн Златоуст. И если подумать о том, что означает слово «жаждать» для Богочеловека, для Спасителя человеческого рода от болезни греха, то можно понять, что это скорее истинная жажда Владыки, и восклицая к ней «дай Мне пить», Он в самом деле жаждал ее спасения.
Эта женщина была, как жемчужина, запятнанная грязью, и она не укрылась от покупателя. Христос обнаружил блеск ее души.
В сегодняшней евангельской истории Бог обращается с просьбой к человеку. Как и всякий раз, поступая так, Господь делает это с целью спасти, очистить и раскрыть душу человеческую для способности общения с Творцом. Всякая наша молитва – это разговор с Богом, и сегодня мы видим на примере евангельской самарянки, что диалог этот начинает Сам Бог, причем не властным призывом, а просьбой о помощи. Господь, ведующий человеческую душу, знает, что пойти за Богом, услышать Его призыв может лишь тот человек, который может откликнуться на просьбу другого человека оказать ему помощь. И просит Бог не о чем-то большом и непосильном, а о стакане прохладной воды в знойный день, или о ночлеге прохладной ночью в бесприютном Вифлееме. Сегодняшняя просьба Его к самарянке у колодца – новый урок всем нам. Если мы расслышим голос Божий, вопрошающий к нам – то обретем «воду живую», спасение, от Источника этой воды, нашего Создателя и Спасителя. А различить его голос можно из уст многих людей, окружающих нас, словами, взглядом, молчанием просящих о помощи, которая окажется для нас совсем несложной, а для них, возможно, станет стаканом родниковой воды после долгого пути под палящим солнцем, способным изменить и отношение к жизни и сам привычный тяжкий жизненный уклад.
И еще к нам обращен Божественный призыв поклоняться Ему в Духе и истине. Это означает, что мы не призрачной возможностью должны поклоняться Ему, а всей своей жизнью, всей своей кровью, всей своей сутью. Бог есть Любовь, и в поклонении истиной нам нельзя жить никак иначе, чем любовью, той любовью, которой любит нас даже до смерти пострадавший за нас Господь. Нам нужно жить тем, что мы исповедуем, чтобы не вышло так, что наши слова станут лишь пустым звуком, а не жизнью, не истиной, не духом. Если мы исповедуем свою веру словам Христа, что они наш смысл жизни, что они наша истина и жизнь, то раз от раза нарушая заповеди Христовых слов, мы попираем их и забываем о Том, кто призвал нас к чистоте, святости и правде, и тем самым перестаем жить этой истиной и не можем больше Ему поклоняться.
«Воспримем же себе самое прекрасное от сегодняшней самарянки, усвоим себе божественную ревность, возжелаем благоразумной любознательности (свт. Иоанн Златоуст), ведь для нас сегодня сказано то, что сказано к ней Владыкой Христом: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
Проповедь студента I курса богословского отделения академии чтец Максима Суворова, произнесенная в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова на литургии 13 мая 2012 года.