Михаил Легеев. Евангелие личной жизни

Михаил Легеев. Евангелие личной жизни

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе! Дорогие братия и сестры!

В словах Евангельского чтения от Иоанна, которые мы только что слышали, Господь говорит нам о Себе Самом как о Хлебе Жизни. Эти слова относятся к будущему. И эти же слова предваряются чудом уже совершившимся — преломлением и умножением пяти хлебов и насыщением ими и двумя рыбами многих тысяч людей. Подобно этим крошечным хлебцам, умноженным почти до необъятных размеров, и Хлеб Небесный, заключенный в немногое пространство земного Тела Христова, таинственнейшим образом насыщает человека так, что он, по слову Господа, «не будет алкать и жаждать вовек», расширяется и умножается, проходя сквозь историю в ткань мира до самых пределов Вселенной, многократно преломляясь в Евхаристической Трапезе. Великое и земное чудо умножения хлебов становится прообразом наивеличайшего чуда и таинства созидания Церкви Христовой, созидания Его Тела. Это земное чудо подготавливает учеников Спасителя и народ к принятию таинства созидания Церкви Христовой. И вместе с тем Христос Спаситель призывает окружающих Его людей к преодолению всех земных рамок, отвращает их взоры от земного и обращает к небесному. Трудно преодолеть эти рамки! Страсти человеческие удерживают людей в неверии Господу. «Я есмь хлеб жизни, но вы и видели Меня, и не веруете» (Ин 6:35-36), — сокрушается Спаситель. Господь поднимает перед окружающими Его учениками вопрос свободной воли человека, свободного следования его Богу. «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин 6:38), — говорит нам Спаситель со строк Евангелия. Сын Божий исполняет благую волю Отца, Он един и неразрывен в ней с Отцом по Божеству, и Он же совершенно согласен в ней по человечеству. Это согласие и это единство являются для нас основанием и образцом нашего согласия с волей Божией. «Всё, что дает Мне Отец, ко Мне придёт» (Ин 6:37), — эти слова Спасителя по единодушному толкованию многих Святых Отцов указывают на тех людей, которых Промысел Отчий привел ко Христу, которые явили в себе согласие с волей Божией, которые стяжали веру. Словам Спасителя глубоко чужда идея апокатастасиса — осужденная Церковью идея предопределенного, обязательного, несвободного, всеобщего блаженного воскресения всех разумных существ в Боге. Его слова дышат свободой, они призывают к свободному, синергийному единению Бога и человека! Всеобщность и беспредельность Церкви заключена не во внешних пределах мира и человека, не в тотальном, не в тоталитарном спасении всех. Всеобщность и беспредельность Церкви парадоксальнейшим образом заключена в малые пределы земного Тела Спасителя, Которое есть Небесный Хлеб, и Которое обнимает в этом малом пространстве все совершенства, все творение, всё единение Бога и Человека. Слова Евангелия от Луки, которые также слышали сегодня, подают нам схожий пример того, что мы слышали из уст евангелиста Иоанна и как бы дополняют его. Нищета, болезни, страдания бедного человека – всё это есть преддверие и предъизображение нищеты, алчбы и плача духовного, бесчестия и поношения за Христа. Как Господь выходит нам навстречу в земном и небесном, умножает хлебы и Самого Себя, чтобы напитать страждущего человека, так и сам человек в своих страданиях и нуждах, земных и особенно небесных, призван выйти навстречу к Богу. Только так, в совместном усилии Бога и человека, мы сможем обрести истинное блаженство, исполнить благую волю Отца, реализовать богодарованную нам свободу. Вчера, вспоминая память святого апостола Иоанна Богослова, и сегодня, празднуя память святителя Николая Мирликийского, мы – вся Церковь Христова, исполняемся одной общей радостью – радостью евангельского благовестия, осуществленного, возобновленного, продолженного в делах и словах, в жизни и наследии этих великих святых Христовых. Мы равно и нераздельно прославляем их память! Святитель Николай Чудотворец не был великим богословом в том смысле, в каком мы обычно понимаем значение этого слова; он не оставил после себя письменных текстов, богословских трудов, ярких и красивых слов. Но он трудами самой жизни своей исполнил волю Божию, продолжил апостольский труд, написал то Евангелие своей жизни, которое навечно вошло в сокровищницу Предания Церкви. Так и каждый из нас, дорогие братья и сестры, призван жизнью своей, через понимание и исполнение воли Божией, написать своё маленькое евангелие жизни, свою маленькую священную историю отношений Бога и человека; каждый из нас призван продолжить непрерывную цепь святой жизни Церкви, расширить и умножить её плоть. «Драгоценнее всего на свете – знать Бога и разуметь, хотя бы отчасти, волю Его», — говорит нам преподобный Силуан Афонский. Познав и исполнив волю Небесного Отца через стояние в заповедях Христовых, каждый из нас, содействуя Богу, несомненно совершит свой малый, свободно осуществленный апокатастасис собственной души и собственной жизни и засвидетельствует необъятность Церкви в себе самом! Аминь.

Христос Воскресе!


Проповедь преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии Михаила Викторовича Легеева в храме апостола и евангелиста  Иоанна Богослова на Божественной литургии 22 мая 2013 года.

Опубликовано 22.05.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter