Михаил Легеев. На Лазареву субботу.

Михамл Легеев. На Лазареву субботу.

Как соотнести эти  два события – воскресение Лазаря и Воскресение Христово? И какое значение имеет для нас первое из них и какое оно может вообще иметь значение, если уже воскрес Христос, и мы живём Его Воскресением, в Нём умираем для греха и живём Его жизнью? Воспоминаем ли мы воскресение Лазаря просто как историческое событие, как одно из величайших свидетельств Божественности нашего Спасителя или за этим праздником, за этим воспоминанием стоит и некий другой смысл?


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня наша святая Церковь воспоминает событие, которое для времени, в которое оно произошло, явилось невиданным и величайшим чудом – чудом даже наверное большим, чем оно является для нас – ибо для нас, живущих уже воскресшим Христом, живущим страшной реальностью Его смерти и чудом Его Воскресения, всякое иное чудо кажется не самым удивительным и не самым великим.

Как соотнести эти два события – воскресение Лазаря и Воскресение Христово? И какое значение имеет для нас первое из них и какое оно может вообще иметь значение, если уже воскрес Христос, и мы живём Его Воскресением, в Нём умираем для греха и живём Его жизнью? Воспоминаем ли мы воскресение Лазаря просто как историческое событие, как одно из величайших свидетельств Божественности нашего Спасителя… или за этим праздником, за этим воспоминанием стоит и некий другой смысл?

Всё, что не совершилось в Священной Истории, которая протекала несколько тысячелетий и закончилась с приходом на землю нашего Спасителя… всё это может совершиться и в нашей душе, нашем сердце, нашей жизни, в маленькой Священной Истории каждого из нас. Мы оказываемся способны уподобиться в наших чувствованиях, мыслях и поступках праведникам или грешникам давно ушедших эпох. В своей маленькой духовной жизни мы оказываемся способны уподобиться тем людям, которые оставили неизгладимый след в истории отношений человека и Бога: патриархам, пророкам, друзьям Божии или, напротив, братоубийцам, осквернителям святыни, предателям Бога.

И, конечно, каждый из нас призван постепенно взойти к Богу по ступеням духовной лествицы, являя в самом себе прообраз того пути, который совершили святые люди, имена которых запечатлены на страницах Священной Истории (а можно добавить – и на страницах Книги Жизни).

Авель, Ной, Авраам, Моисей, Илия – множество древних святых шли ко Христу, ещё не зная Его, но имея неложное упование о Его пришествии в мир. Образы этих святых людей оживают в нас, когда мы совершаем свой маленький (но чем-то очень похожий на тот, великий и исторический) путь ко Христу. Живя в другое время и в другой реальности, причащаясь Святых Таин Христовых, имея перед собой образ воскресшего Спасителя, мы в чём-то необычайно далеки от времени ветхозаветной прикровенной тьмы, наполненной ожиданием пришествия Бога. Но в чём-то мы и необычайно близки этому времени: каждый из нас ещё только идёт ко Христу; каждый из нас, подобно древним праведникам, имеет неложное упование о пришествии Спасителя в маленький, но оттого не менее ценный, мир нашего сердца.

Одним из участников Священной Истории, образ жизни которых мы способны проживать внутри себя на нашем пути к Богу, и является Лазарь, друг Христов. Святой Лазарь – один из этих людей. Святой Лазарь был другом Христу Спасителю, и по его образу и примеру Господь и нас призывает стать Его друзьями. И конечно, мы должны стяжать такую великую и многодрагоценную дружбу – нашими делами, христианской жизнью, исполнением заповедей, нашим по мере сил уподоблением Христу.

Кто-то из святых сказал: если мы постоянно читаем творения святых отцов, то мало-помалу постепенно мы проникаемся их мыслями и чувствованиями, входим с ними в живое общение и, наконец, становимся их друзьями. Эти слова, сказанные о святых, можно применить и к Самому Спасителю. Безусловно, мы способны стать и друзьями самому Богу, сошедшему к нам, призывающему нас к этой дружбе, которая есть не что иное, как общение любви. Но, конечно, обязательным условием такого общения является наш благой труд, наши усилия, наше стремление стяжать святые чувствования и мысли Христа – соделать их своими собственными чувствованиями и мыслями, и желаниями.

Во время, предшествующее чудесному воскресению Спасителем Лазаря, этому человеку не была ещё открыта великая тайна Искупления, он не причащался Святых Таин, не имел ещё той полноты даров Святого Духа, которые Дух впоследствии излил на Церковь Христову. Но, как и святые апостолы, как многие верные ученики Христовы, он шёл за своим Господом, любил Его, отдавал все силы своей души своему Спасителю, был связан с Ним незримыми узами в своём сердце. И всего этого оказалось достаточно, чтобы, по приложению силы Христовой и Его слова, распавшееся и уже разложившееся во гробе тело праведного Лазаря вновь соединилось с его душою, являя нам предзнаменование и как бы уже предчувствие Воскресения Христова, и в нём – вечной жизни самого Лазаря и всех праведников.

Так и мы, живя во Христе, проникаясь Его жизнью, чувствами и мыслями, стяжав сердце и ум Христовы по неизреченной любви Божией уже в этой нашей земной жизни воскресаем от смрада и разложения наших страстей, исцеляемся от болезней, а иногда и от неминуемой смерти, становимся истинными друзьями нашего Спасителя, в самих себе предвосхищаем непреложное и окончательное вселение воскресшего Христа в наши сердца.

Наша Святая Церковь предлагает нам этот священный пример воскресения праведного Лазаря в качестве образа и предзнаменования Воскресения Христова, а вслед за ним – и всеобщего воскресения мертвых в конце земной истории человечества. Но Церковь предлагает нам этот пример также и в качестве образа и предзнаменования воскресения в жизнь вечную каждого из нас, воскресения, которое невозможно без нашего личного труда, без деятельного осуществления маленькой Священной Истории отдельной человеческой души. Если мы потрудились Христу на этом поприще Великого поста, если мы немножечко изменили свою духовную меру, если Священная История ожидания своего Спасителя и жизни с Ним вновь таинственно и действенно прошла через нашу душу, то значит мы в чём-то вновь ощутили в себе и явили в себе образ праведного Лазаря, друга Христова, образ, открывающий бесконечность Божией любви к нам, предвозвещающий неминуемый вселенский Пасхальный рассвет, который последует за страшным мраком Голгофы. Аминь.


Опубликовано 11.04.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter