На сегодняшний день среди светских наук прочное место закрепилось за такой наукой, как социология. В классическом понимании социология, это наука, которая изучает общество, законы, по которым оно существует и развивается. Считается, что социология, как и прочие классические[1] науки, имеет дело с фактами, оперируя ими, углубляет знание человека о действительности.
Одним из критериев, по которым та или иная сфера знания причисляется к числу наук, является позиция, согласно которой наука не может иметь дело ни с чем другим, кроме фактов. Факты имеют абсолютное значение, они истинны и непреложны. Факты не подлежат интерпретации[2], иначе истинность науки ставится под вопрос. Если наука начинает посягать на области, выходящие за рамки фактов, она перестает быть наукой, но вырождается в концепцию[3]. Внемировоззренческая позиция делает науку универсальной.
Современная социология, будучи сравнительно молодой[4], также претендует на роль классической науки. И, хотя сам автор социологии Огюст Конт, создавая социологию, заложил её в философском ключе, на настоящий момент общепринятым является понимание социологии как именно науки, но не философии общества или научной концепции. Считается, что социология достигла той стадии развития, когда, избавившись от спекулятивных наслоений, она перешла в разряд классических наук.
Однако в области социологии религии все ещё содержится эле- мент, не позволяющий со всей уверенностью сказать, что социология лишена мировоззренческой позиции. Наоборот, усматривается, что си- стема взглядов на мир, заложенная в данную науку её автором, целиком сохранилась до наших дней.
Речь идет о понимании социологией религии, как социального института, который порождается обществом. Огюст Конт рассматривал религию как характерную черту общества на самой низкой стадии развития. Эту стадию он назвал Теологической. Связывая развитие общества с прогрессом человеческого знания, Конт утверждал, что чем слабее интеллект человечества, тем больше общество нуждается во всевозможных измышлениях, которые, хотя и далеки от действительности, однако при- дают обществу стабильность. Конт утверждал, что теологическая стадия была необходима человечеству, однако, общество должно её переступить на пути прогресса[5].
Такое отношение к действительности, трудами классиков социологии (Герберт Спенсер, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм и пр.) вошло в данную науку в качестве аксиомы. Сформировалась традиция социологии, одним из элементов которой стало понимание религии именно как обществен- ного института.
Такое понимание религии имеет свое необратимое следствие. Если религия порождается обществом, следовательно, Бог — выдумка, которой в действительности не существует. Это утверждение опять отсылает нас к автору данной науки, Огюсту Конту, который именно так понимал религию в её традиционном значении, причисляя её к атрибуту теологи- ческой стадии общественного развития.
Сегодня этот вопрос принято обходить стороной. Современная социология занимается углублением знаний, не придавая значения вопросу оснований собственных исследований. Не будем вдаваться в интерпретацию, ограничившись лишь констатацией. Современная социология нуждается в пересмотре оснований своих исследований, которые, при детальном изучении, являют себя не как научные, но как мировоззренческие.
Произошло некоторое искажение, или же подмена понятий, которая заключается в следующем. В научной среде перестали различать области, недоступные научному знанию с областями, которых не существует. Стало классическим понимание реальности, отвергающее все неподдающееся научному изучению. Если бы нашей задачей было сформулировать лозунг современного научного мировоззрения, скорее всего, он звучал бы так: Если я не могу это изучить, следовательно, этого не существует!». Однако еще Вильгельм Оккам произвел строгое разграничение между наукой и религией, отводящее каждой свое место в жизни. Наука должна заниматься физикой (фактами), религия — метафизикой (тем, что не поддается научному осмыслению, находящимся за пределами физического мира). На нынешний день мы вынуждены признать наличие такого фактора, как научное мировоззрение, именно как мировоззрение, забыв, что призванием науки является её внемировоззренческость. Поэтому со своей стороны необходимо различать науку, как область знания, и науку, как мировоззрение.
Тот же процесс наблюдается и в социологии, но, в отличие от прочих наук, мировоззрение социологии имеет своим началом не общенаучную тенденцию, но авторское начало. Можно сказать, что Огюст был внутри данной тенденции, но причисление его к числу философов, а не ученых, выделяет социологию среди прочих наук.
Также могут возразить, что современная социология уже переступила черту мировоззрения, став полноценной наукой. Действительно, есть социологи, которые явно критикуют своих предшественников, призывая их к именно научной деятельности. На пример британский социолог Карл Поппер в своем труде «Открытое общество и его враги» призывает социологов уклониться от историцистской интерпретации, но заняться изучением фактов. Но суть дела опять сводится к позиции, на которой стоят все социологи, даже такие как Карл Поппер. Данная позиция гласит, что общество порождает религию. Данное основание носит миро- воззренческий, но не научный характер.
Таким образом, становится очевидным, что современная социология в действительности ещё не состоялась как наука в полном смысле слова. Одно из оснований данной науки имеет аксиоматический характер и оказывает исключительно мировоззренческое воздействие. По- этому причисление современной социологии к классическим наукам не вполне обоснованно, поскольку нарушено одно из правил, оперирование исключительно фактами. Возможно в будущем ситуация изменится и мы станем свидетелями социологии в её научном, а не концептуальном виде.
Примечание:
[1] Термин «классические науки» введен в XX веке российским философом В. С. Стёпиным. Таким образом автор термина произвел разграничение традиционных наук, изучающих строго определённый предмет, значение которых исторически закрепилось в обществе, и наук, появившихся в конце XIX — начале ΧΧ века вследствие открытий, за которыми последовало появление революционных научных теорий.
[2] Такое понимание производит строгое разграничение в области истории и историософии. История, как наука, сводится лишь к поиску, перечислению и упорядочиванию фактов. Любая интерпретация автоматически переводит труд из области истории в сферу историософии, поскольку к истинности фактов приплетает вымысел авторской позиции.
[3] Концепция — определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения.
[4] Появление социологии традиционно сводят к трудам французского философа Огюста Конта (1798–1857 гг.), который признан её автором.
[5] Нельзя говорить, что Огюст Конт совершенно отрицал религию. В своих трудах, преимущественно в «Курсе позитивной философии», автор закладывает религию будущего, однако, лишив её «спекуляций», он формирует её сугубо как аппарат, приводящий общество к гармонии. Это должно было стать религией будущего.
Источники и литература
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Моск. Патриархия, 1988. — 1360 c.
2. Аленгри Ф. Исторический и критический очерк социологии по Огюсту Конту. М.: Мысль, 2009. — 618 с.
3. Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. Ред. А. Н. Красникова. — М.: Канон+, 1996. — 496 с.
4. Кон И. С. История буржуазной социологии XIX- начала XX века. М.: Наука, 1979. — 344 с.
5. Льюис Дж. Г. История философии в биографиях // От Канта до Конта. М.: Ленанд, 2016. — 720 с.
6. Мюллер М. Введение в науку о религии: Четыре лекции, прочитанные в Лондонском Королевском институте в феврале-марте 1870 года. / Пер. с англ., предисловие и комментарии Е. Элбакян. Под общей редакцией А. Н. Красикова — М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 264 с.
7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. — 174 с.
8. Поппер К. Открытое общество и его враги. СПб.: Ника-Центр, 2005. — 800 с.
9. Рассел Б. История западной философии. Книга 3. Новосибирск 1994. — 852 с