Михаил Шкаровский. Почитание апостола Андрея в Петербурге и Москве в петровское время

Михаил Шкаровский. Русские обители Афона в XX веке: наиболее известные насельники

Имя святого апостола Андрея Первозванного связывало и связывает сейчас Петербург (Северо-Запад России) и Москву, что ярко проявилось в царствование Петра Великого. Согласно существующему церковному преданию первоученик Иисуса Христа апостол Андрей, проповедуя слово Божие, в середине I века по Рождеству Христову с берегов Черного моря поднялся по Днепру и далее по пути из Скандинавии в Византийскую империю («из варяг в греки»), до северо-западных земель. Здесь на берегу реки Волхов (в районе будущего села Грузино) апостол поставил крест и далее отплыл на острова Валаама в Ладожском озере. На одном из островов, где до его прибытия находилось языческое капище, святой Андрей воздвиг на высокой скале каменный крест (позднее на островах был создан Спасо-Преображенский Валаамский монастырь). Затем апостол вернулся на южный берег Ладоги и, направляясь в Рим, проехал по сухопутной дороге вдоль Невы по ее правому берегу к Финскому заливу, где на корабле отплыл в Балтийское море. Далее святой отправился по очень известному в то время янтарному пути, который начинался у берегов Балтики, от побережья севернее устья Немана до устья Вислы, шел на юг и выходил на Карнунт – римскую крепость на Дунае.

К XI веку на Руси было создано собственное сказание о посещении святым Андреем Первозванным русских пределов – вошедшее в состав «Повести временных лет» — «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь». Согласно этому тексту апостол, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и «всхоте поити в Рим»; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, и поставил там крест, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород; подивившись местным обычаям, святой Андрей отбыл в Рим, а оттуда вернулся в Синопу (Малая Азия).

Уже в XI веке почитание апостола Андрея на Руси получило значительное распространение. Так в 1030 г. младший сын князя Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич был крещен с именем Андрей. В 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь, в это же время память апостола Андрея была внесена во все виды русских календарей и т.д. Следствием пребывания апостола Андрея на северо-западных русских землях стало его особенное почитание в этих местах, существовавшее еще во времена Новгородской республики. В конце XI века святой князь Всеволод Ярославич построил в Новгороде первый храм во имя святого Андрея Первозванного. В 1417 г., вероятно, на месте этого храма — на Щитной улице, в Плотницком конце была возведена новая церковь апостола Андрея.

Со времен святителя Макария, бывшего в 1526-1542 гг. архиепископом Новгородским, местные новгородские предания о проповеди апостолом Андреем в земле Русской, дополняющие «Повесть временных лет», получили общероссийскую известность и оказали сильное влияние на московских царей и москвичей в целом. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560-1563 гг.), в ней говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где позднее была поставлена церковь во имя святого Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. Подкрепленное новгородскими преданиями начальное сказание о путешествии святого Андрея Первозванного по Днепру и Волхову обратилось в традицию об апостольской проповеди на значительной части Русской земли. Со времен царя Иоанна IV Грозного об этом заявлялось в тех случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах.

В начале XVII века часть северо-западных земель России была захвачена Швецией, при этом многие православные традиции там были утрачены. Возрождение и даже еще более сильное распространение почитание апостола Андрея на этих землях получило с начала XVIII века, после возвращения Россией Петром Великим приневских и приладожских земель. Сказание о путешествии святого Андрея Петр услышал в Москве и, таким образом, старая столица как бы передала новой эту традицию, полученную ей, в свою очередь, прежде всего с Северо-Запада Руси.

С момента создания Санкт-Петербурга святой Андрей Первозванный стал одним из его небесных покровителей, так как в день основания северной столицы 16 / 27 мая 1703 г. Петр Великий заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея. Кроме того святой Андрей Первозванный был родным братом апостола Петра, в честь которого назван город.

Еще до основания Петербурга Петр I учредил старейший и самый знаменитый из русских орденов — святого апостола Андрея Первозванного, ставший главным орденом Российской империи. Орден был учрежден царем предположительно в конце 1698 г. после возвращения из продолжительной поездки в составе Великого посольства в Западную Европу. Этим событием царь стремился укрепить престиж российского государства, продемонстрировать его право на равных строить отношения с другими европейскими державами. Не случайно Петр написал в проекте устава ордена 1720 г., что он учреждается в честь апостола, «Крещением первоначально пределы Наши просветившего».

Император считал святого Андрея и своим личным покровителем. Определенное влияние оказала и международная известность ордена св. ап. Андрея. Впервые намерение создать его в России Петр высказал во время пребывания в начале 1698 г. в Англии. Вводная часть проекта устава 1720 г. разъясняла, что орден учреждается «наипаче» по той причине, что древний шотландский орден св. Андрея «пресекся», а посвящение тому же святому ордена Золотого руна со временем утратило силу. Таким образом, в Москве произошло как бы возобновление старинного христианского ордена.

Первое награждение состоялось 10 марта 1699 г., когда Петр I сам возложил знаки ордена на генерал-адмирала (впоследствии и первого российского генерал-фельдмаршала) Федора Алексеевича Головина. В 1699 г. в Голландии была изготовлена специальная медаль в честь первого андреевского кавалера.

В первые годы ощущался традиционный русский подход к ордену, как к виду «государева жалования». Проект устава 1720 г. называл главой ордена царя и отмечал, что награда учреждается «в воздаяние и награждение одним верность, храбрость и разные нам и отечеству заслуги, а другим для одобрения ко всяким благородным и геройским добродетелям, ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние». Орден вводился в первую очередь как награда царей, высших сановников и генералитета. В главе проекта устава «О кавалерах» говорилось, что кандидат должен иметь титул графа или князя, звание сенатора, министра, посла, генерала, адмирала, губернатора, иметь возраст не менее 25 лет, состояние, чтобы «важность сего события поддержать», и не страдать телесными недостатками. К иностранцам предъявлялись те же требования.

Одновременно кавалерами ордена могли быть не более 12 «природных российских кавалеров», а вместе с иностранцами не более 24. Это правило соблюдалось все царствование Петра. Император награждал орденом очень редко – за 26 лет 39 человек, в том числе 12 иностранцев. Долго не мог забыть Петр своей ошибки в выборе второго кавалера – гетмана Украины Мазепы, которому лично вручил знаки ордена 8 февраля 1700 г. После предательства Мазепы и его перехода на сторону шведского короля Карла XII был изготовлен манекен гетмана, на который надели знаки ордена; 9 ноября 1708 г. манекен вынесли, сняв знаки ордена, бросили в руки палача, и тот, прицепив куклу за веревку, тащил ее по улице до виселицы и потом повесил. А в 1709 г. царь в самые напряженные дни подготовки к решающей битве со шведами под Полтавой слал в Москву гонца за гонцом, торопя изготовить и доставить к нему «орден Иуды» — огромную двенадцатифунтовую медаль с цепью, на которой был изображен повесившийся над рассыпанными сребренниками Иуда, и вычеканены слова: «Треклят сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится». Мазепе посчастливилось избежать этого «пожалования», а в «орден Иуды» еще в середине XVIII века наряжался один из придворных шутов.

Остальные 38 кавалеров, награжденные Петром, были более достойны. Третьим стал бранденбургский посланник Принтцен (1701 г.), четвертым – известный полководец генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметьев (1701 г.), пятым – саксонский канцлер граф Бейхлинг (1703 г.). Сам царь был награжден орденом лишь шестым в 1703 г. за конкретный военный подвиг – захват двух шведских кораблей в устье реки Невы, которым Петр руководил лично в звании бомбардир-капитана. Знаки ордена возложил на царя в походной церкви первый кавалер Ф. А. Головин. За эту же победу в 1703 г. были награждены ближайший сподвижник царя будущий президент Военной коллегии и генералиссимус, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Меньшиков, будущий Верховный канцлер граф И. А. Головкин.

После победы в Полтавской битве 1709 г. Петр хотел учредить для солдат и низших офицеров крест синего цвета с распятием святого апостола Андрея, так как орден был слишком высокой наградой. По рисунку царя было изготовлено семь малых крестов, но ими так никого и не наградили. Солдатам и низшим офицерам вручили лишь медаль «За победу под Полтавой», а немногим военачальникам – орден святого апостола Андрея, в том числе командовавшему русской артиллерией генералу Я. В. Брюсу. Сейчас в Государственном историческом музее (в Москве) хранится звезда ордена Якова Брюса – единственная из сохранившихся звезд русских орденов петровской эпохи. Среди награжденных Петром Великим был его сын царевич Алексей, известный дипломат граф Толстой и другие сподвижники царя. Состоялось и одно секретное награждение. Орден тайно получил за симпатию к России валашский господарь Константин Брынковяну, который даже не был внесен в официальные списки награжденных. При этом одно из правил проекта устава 1720 г., специально говорило о неразумности награждения орденами малолетних и младенцев. Так сын Петра I Алексей получил орден только в день своей свадьбы, а император Петр II по молодости вообще не попал в список кавалеров.

Уже вскоре после учреждения ордена было создано особое объединение его кавалеров. Поначалу они собирались в первой церкви Санкт-Петербурга – любимом храме Петра I – соборе Пресвятой Троицы на Троицкой пл. Здесь отмечались полтавские годовщины и заключение победного Ништадтского мира со Швецией в 1721 г., когда Петру был поднесен титул императора. Здесь же отпевали казненного за измену в 1718 г. по указу Петра царевича Алексея. Однако в дальнейшем кавалеры ордена святого апостола Андрея собирались в Андреевском соборе, построенном на Большом проспекте Васильевского острова. Кавалеры ордена по определению Петра I должны были вносить «некоторую сумму денег, смотря по обстоятельствам, на выкуп пленных, на содержание и призрение инвалидов, в пользу посольств для приобщения неверных к христианству, на снабжение обедневших дворянских детей и на прочее».

Знаки высших орденов стали частью воинской символики русской армии. Так, андреевская звезда в военной атрибутике была своеобразным символом гвардии и украшала гвардейские головные уборы и лядунки (сумки для патронов). Старейший русский полк – Преображенский, учредил знак по эскизу креста, собственноручно выполненному Петром I, скопировав обе его стороны. Следует упомянуть, что Петр I ввел и близкий к орденам знак отличия – миниатюрный портрет императора, выполненный финифтью и украшенный бриллиантами. Он носился на груди на банте из голубой андреевской ленты. Этого знака были удостоены лишь немногие приближенные Петра. Император жаловал его тем, кого считал друзьями и единомышленниками – А. Д. Меньшикову, канцлеру И. А. Головкину и др.

Известна также горячая любовь Петра к мореплаванию и флоту, а апостол Андрей был и покровителем мореплавателей. Поэтому, учреждая русский военно-морской флаг, Петр I выбрал изображение голубого косого андреевского креста. Символика Андреевского флага также была данью памяти Петра его отцу царю Алексию Михайловичу, который впервые учредил специальный трехцветный (бело-сине-красный) флаг для первого военного российского судна – галиота «Орел».

Став царем, Петр I лично уделял много внимания разработке проектов флага. В 1692 г. он нарисовал первые два проекта: на одном имелись три параллельных полосы с надписями «белый», «синий», «красный», а на втором были те же цвета с андреевским крестом поверх них. Предполагается, что второй вариант флага носили уже корабли потешной царской флотилии на Плещеевом озере. С 1692 г. по 1712 г. Петр I нарисовал еще восемь проектов флага, которые последовательно принимались во флоте, но во всех этих вариантах присутствовал андреевский крест. Так в 1699 г. царь нарисовал на черновике инструкции российскому посланнику Е. Украинцеву, направлявшемуся на корабле «Крепость» из Азовского моря в Турцию, трехполосный флаг с андреевским крестом.

Одно из существующих преданий гласит, «что Петр Первый, заснувший ночью за рабочим столом, был разбужен утренним солнцем, лучи которого, переломившиеся через промерзшую слюду окна, упали на белый лист бумаги синеватым диагональным крестом. Свет солнца и цвет моря – вот что символизирует Андреевский флаг».

В настоящее время считается, что Андреевский флаг был учрежден 30 ноября / 11 декабря 1699 г. Официально же Петр I утвердил военно-морской флаг только в 1703 г., после отвоевания русскими войсками у шведов устья Невы и острова Котлин. По мнению царя, Россия теперь окончательно закрепила свое влияние на четырех морях (Балтийском, Белом, Черном и Каспийском), что символизировали четыре части Андреевского флага. В частности, Петр I писал: «Слава, слава Богу за исправление нашего штандарта, который в образе креста Св. Андрея исправити благоволил». Крест располагался по диагонали малого прямоугольника в верхнем углу у древка или по диагонали всего полотнища.

Вскоре в образец Андреевского флага внесли исправления; в 1709 г. в таблице флагов всего мира были изображены три российских флага: белый, синий и красный с белыми крыжами (верхний угол флага), на которых имелись андреевские кресты. Белый флаг был присвоен эскадре адмирала, синий – вице-адмирала, а красный – контр-адмирала. В 1712 г. белый флаг адмирала (корде-баталии) стал изготавливаться с синим андреевским крестом по диагонали на всем поле. Составляя описание российских стягов, Петр I пометил: «Флаг белый, через который синий крест Святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение». Впервые чин освящения Андреевского флага, который стал развиваться над кораблем «Святитель Николай» и фрегатом «Орел», был совершен в 1718 г. в храме св. ап. Андрея в Кронштадте.

В XVIII-XIX веках на Северо-Западе России, зачастую при личном участии Петра, было построено несколько андреевских храмов. Так, еще во время посещения в 1702 г. Соловецких островов царь указал перестроить существовавшую там деревянную Андреевскую часовню в церковь. В 1717-1718 годах в главной базе русского военно-морского флота – Кронштадте по личному указанию Петра Великого был возведен деревянный Андреевский собор. Средства на строительство выделил генерал-губернатор Петербурга и Кронштадта Александр Данилович Меньшиков, избравший место для храма вблизи своего дворца. 13 июля 1718 г. состоялось торжественное освящение храма в присутствие императора, и в 1720 г. Андреевская церковь стала главным храмом острова Котлин и всего побережья Финского залива, а ее настоятель – «заказчиком духовных дел» (благочинным). Уже в 1721 г. по Высочайшему повелению церковь была наименована собором.

В дальнейшем вместо обветшавшего деревянного архитектор Андреян Захаров в 1805-1817 гг. возвел в Кронштадте каменный собор св. ап. Андрея на Андреевской улице. Одной из главных святынь храма был золотой крест с частицей мощей св. Андрея Первозванного, находившейся в киоте храмовой иконы апостола Андрея. Не менее почитаемым был резной костяной медальон-образ св. Андрея Первозванного, вырезанный самим Петром Великим и подаренный им в первый деревянный собор.

В других храмах Кронштадта также хранились реликвии, связанные с ап. Андреем. Так в Морском Богоявленском соборе находился принадлежавший Петру Великому небольшой золоченый с эмалями крест св. Андрея Первозванного на белом круглом медальоне и при нем – голубая орденская Андреевская лента, принадлежавшая императору и подаренная в храм после его смерти. Когда 30 мая 1872 г. праздновался 200-летний юбилей со дня рождения Петра Великого, во время всенощного бдения в Богоявленском соборе, Андреевскую ленту вынесли в центр храма и поместили на бархатной подушке, к ней был приставлен почетный караул.

Помимо Кронштадта Петр Великий задумал построить соборный храм ап. Андрея Первозванного на стрелке Васильевском острове (перед зданием Двенадцати Коллегий), где планировал создать центр своей новой столицы – Санкт-Петербурга. За год до своей кончины — в 1724 г. император заказал проект этого храма шведскому архитектору Никодемусу Тессину – младшему. Зодчему было поставлено условие: храм должен напоминать римский собор святого Петра и иметь в длину 427 футов (130 метров). Тессин согласился и в 1725 г. представил проектные чертежи собора; была изготовлена его модель, но осуществить замысел не удалось из-за скоропостижной кончины императора.

В январе 1727 г. императрица Екатерина I – «первейшая Великая Магистра ордена Святаго Апостола Андрея кавалеров Российских» именным указом распорядилась отпустить 3 тыс. рублей для возведения церкви апостола Андрея на выделенном участке Васильевского острова (на углу Большого проспекта и 6-й линии). В том же году началась подготовка к строительству храма, которое частично шло на пожертвования кавалеров ордена св. ап. Андрея.

В 1729 г. архиепископ Нижегородский Питирим освятил закладку деревянного храма, построенного по проекту архитектора Джузеппе Трезини и освященного после окончания строительства 8 октября 1732 г. во имя ап. Андрея, «для торжества и праздников кавалеров Андреевского Ордена». Освящение храма совершил сподвижник Петра Великого архиепископ Новгородский и Великолукский Феофан (Прокопович) – духовный пастырь кавалеров ордена. Иконостас в новый храм перенесли из домовой церкви петербургского дворца А. Д. Меньшикова. 4 февраля 1744 г. Андреевскому храму был присвоен статус собора. В церковной ограде был погребен сподвижник Петра Великого сенатор князь Б. Ф. Долгоруков. В 1761 г. деревянный собор сгорел и вместо него в 1764-1780 гг. был построен существующий и в настоящее время каменный храм.

Вскоре после отвоевания Россией приладожских земель – в 1717 г. началось возрождение Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В 1719 г. на Валааме была устроена первая после столетнего перерыва монастырская церковь во имя Преображения Господня с приделами святых Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. На месте воздвигнутого по преданию апостолом Андреем на вершине высокой скалы каменного креста, позднее были построены часовня и келлии для братии, а затем и церковь.

Заложенные в петровское время традиции почитания апостола Андрея возрождаются в современном Петербурге. Так в 2001 г. на 6-й линии Васильевского острова перед зданием открытого в 1990-е гг. Андреевского собора был установлен обелиск в честь 300-летия учреждения ордена св. ап. Андрея. 6 июля 2007 г. в сквере вблизи храма был торжественно открыт памятник первому кавалеру ордена св. ап. Андрея Первозванного графу Федору Алексеевичу Головину, знаменитому государственному деятелю, полководцу и дипломату петровской эпохи. В настоящее время в соборе находятся две особо чтимые иконы св. ап. Андрея: одна с житием, датируемая 1728 г., из первого храма Санкт-Петербурга – деревянного собора Пресвятой Троицы на Троицкой площади и вторая – аналойная с частицей мощей апостола. Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. Андрея Первозванного.

В 1998 г. у возрождаемого главного монастыря Санкт-Петербургской епархии — Александро-Невской Лавры появился свой первый – Андреевский скит, расположенный близ деревни Коркино в Колтушской волости Всеволожского района на Агафоновом лугу, месте, связанном памятью о святом апостоле Андрее. Скит находится на старинном сухопутном пути из Скандинавии в Византийскую империю («из варяг в греки»). По церковному преданию апостол Андрей Первозванный, проповедуя слово Божие, направляясь в Рим, проехал по сухопутной дороге вдоль Невы. Недалеко от дороги на лугу находится огромный древний валун, связанный преданием с именем апостола Андрея. Здесь неоднократно проходили идущие на врага новгородские дружины, а в октябре 1702 г. – войска Петра I, освобождавшие приневские земли от столетнего шведского владычества. В скиту уже возведено несколько деревянных храмов, но наместник Лавры епископ Назарий также планирует возвести каменный Андреевский собор.

В настоящее время планируется восстановление уничтоженного Андреевского собора в Кронштадте, в 2002 г. Андреевским союзом и другими общественными организациями на его месте был установлен камень в память о том, что здесь стоял собор ап. Андрея Первозванного.

В 1990-е гг. началось и возрождение почитания ап. Андрея в Москве. Был возвращен Церкви и отреставрирован Андреевский монастырь (сейчас в нем находится Синодальная библиотека), учрежден Богословский институт имени ап. Андрея Первозванного, вновь стал главной наградой России орден св. Андрея, Российскому флоту был возвращен Андреевский флаг и т.д. С 13 декабря 2004 г. в Москве вручается ежегодная международная премия святого апостола Андрея Первозванного «За веру и верность», учрежденная фондом Андрея Первозванного и Центром национальной славы России. В декабре 2006 г. на Пулковском шоссе, при въезде в Санкт-Петербург со стороны Москвы был установлен и освящен закладной камень будущего памятника первому апостолу Господню, который снова незримо свяжет две столицы России.

// Доклад преподавателя Санкт-Петербургской православной духовной академии, доктора исторических наук Михаила Витальевича Шкаровского на IV Международном конгрессе петровских городов,  г. Санкт-Петербург, 9 июня 2012 года


Опубликовано 06.09.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter